Писатели Татарстана. Аяз Гилязов

ГИЛЯЗОВ АЯЗ МИРСАИДОВИЧ

ГИЛЯЗОВ АЯЗ МИРСАИДОВИЧРодился 17 января 1928 года в дер. Чукмарлы Сармановского района, в семье служащего.
Аяз Гилязов умер 13 марта 2002 года

“С произведениями художественной литературы знакомство завязывается по-разному. Бывает так: случайно увидишь книгу нового автора, перелистаешь ее с любопытством и с первых страниц она чем-то сразу поразит тебя – то ли необычайной выразительностью языка, то ли смелой постановкой наболевших острых проблем, то ли интонацией – искренней, мужественной… Об авторе еще ничего не знаешь, а его строки, манера письма, его первые рассказы уже завладевают тобой, и ждешь не дождешься встречи с новыми и новыми произведениями писателя, несомненно, с большой творческой будущностью”. Эти строки взяты из дневника учительницы Суфии Кашафутдиновны Гиниятуллиной. Она написала их, прочитав первые три книги молодого писателя Аяза Гилязова.
Первые свои рассказы А.Гилязов написал еще в пору студенчества. Можно считать, что его активная творческая деятельность началась в 1956 году, после освобождения из лагерей. Он начал писать и публиковать рассказы, очерки, фельетоны, статьи. Затем переключился на повести, жанр, ставший излюбленным в его творчестве. Ощущение родниковой свежести, сочности и полнокровности характеров, точности и зримости психологических характеристик – такое впечатление производит его первая повесть “Их было четверо” (1958), а изданная в 1962 году повесть А.Гилязова “Три аршина земли” произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Так до него никто в татарской литературе о крестьянине еще не писал. В этом произведении раскрылась притягательная сила чувства привязанности человека к земле родного края. Повесть была справедливо расценена литературной общественностью как явление в татарской прозе, хотя вызвала и нападки нормативной критики, разносы и разоблачения. “Жемчужина Зая” (1963), “В середине” (1969), “Весенние караваны” (1972), “Повесть о любви и ненависти” (1973), “В пятницу вечером” (1979), “Взлетел петух на плетень” (1979-1980) – эти произведения дают нам право называть его ведущим прозаиком республики.
Почти каждое его новое произведение становится событием, вызывает бурные споры и дискуссии, что-то меняет в общественном сознании. О его творчестве написано немало статей и рецензий. Критика уже не раз отмечала, что произведения А.Гилязова остро конфликтны, порою даже драматичны, но не договаривала, что большей частью – это конфликт народа и правящей номенклатуры. В произведениях писателя предстают живые полнокровные образы. Каждый его герой несет на себе не только отпечатки своей эпохи, но раскрыт как яркая, неповторимая личность со своим характером, привычками, интересной судьбой. Особенно большое внимание уделено в произведениях А.Гилязова национальным традициям. Национальный дух пронизывает в его произведениях все: язык, быт, мелодию фразы, как бы показывая, что именно через национальное личность обретает себя – не просто культуру и прошлое, но и силу, чувство безопасности, полноценную духовную жизнь.
Драматургия, так же как и проза, занимает ведущее место в творчестве писателя. За короткий срок Гилязовым написаны пьесы: “Медный колокольчик” (1960), “Млечный Путь” (1961), “Осенние ветры” (1962), шедшие на сценах Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, Башкирского и Аварского театров. Кроме того, на сценах Республиканского передвижного и Альметьевского драматического театров ставились пьесы: “Черноглазые девушки” (1963) и “Босоногая девушка” (1964). В 1966 году А.Гилязов сдал в театр им. Г.Камала две новые пьесы: “Тайны, вверенные земле” и революционную драму, посвященную активному участнику революционных событий писателю Шамилю Усманову.
А.Гилязов пришел в литературу, обогащенный знанием жизни. В 1945 году, окончив среднюю школу, работал заведующим отделом в Заинском райкоме ВЛКСМ. В 1948 году поступил в Казанский университет на отделение татарского языка и литературы. В 1950-1955 годах проходит “университеты жизни” в Карагандинской области на строительстве шахт, работая на кирпичном, известковом заводах Караганды, на карьере строительного камня.
С 1957 г. Гилязов – на журналистской работе в редакции республиканскогоеатирического журнала “Чаян”. Член Союза писателей с 1958 года.За заслуги в области литературы и искусства А.Гилязову в 1978 году присвоено почетное звание Заслуженный деятель искусств ТАССР, в 1983 году за повести “В пятницу вечером” и “Взлетел петух на плетень” А.Гилязову присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая, в 1985 году – Заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1987 году за сборник повестей “При свете зарниц” – Государственная премия РСФСР им. М.Горького.
В 1993 году Указом Президента Республики Татарстан за большие заслуги в развитии татарской литературы А.Гилязову присвоено почетное звание Народный писатель Республики Татарстан.

ИЗДАНИЯ КНИГ А.ГИЛЯЗОВА

На татарском языке: Окна. Повести и рассказы. Казань, 1967. 310 с. 14 т. экз. Жемчужина Зая. Повесть. Казань, 1965. 232 с. 12 т. экз. Четверо. Повесть. (Для средн. и старш. шк. возраста). Казань, 1961. 54 с. 5 т. экз. На путях юности. Рассказы. Казань, 1960. 128с. 8 т. экз. Порядочные люди. Рассказы. Казань, 1959. 4 т. экз.
На русском языке: Три аршина земли. М., “Сов. Россия”, 1966. 94 с. 150 т. экз.

Полезные ссылки:
Календарь знаменательных дат
Кто есть кто
Художественное пространство и время в драматургии А. Гилязева – отрывок из статьи

Сайты на татарском языке:
Аяз Гыйләҗев
Аяз Гыйләҗев ни яшергән?
Аяз Гыйләҗев. ТӘРӘЗӘЛӘР
ФАТЫЙХ КОТЛЫ: «АЯЗ ГЫЙЛӘҖЕВ МИНЕМ ӨЧЕН – КОЯШ»

Поделись этим!