Писатели Татарстана. Фатых Амирхан

ФАТЫХ АМИРХАН (Амирханов Фатых Зарифович)

ФАТЫХ АМИРХАНРодился 13 января 1886 года в Казани, в семье муллы. Умер 9 марта 1926 года.

Фатых Амирхан — классик татарской демократической литературы, страстный публицист, литературный критик, автор многочисленных рассказов, повестей и драматических произведений. В литературу пришел в годы революционного подъема. Когда будущий писатель учился в медресе, шакирды под влиянием революционных событий 1905 года подняли голос протеста против схоластики, старых методов преподавания. Во главе этого прогрессивного движения стал Фатых Амирхан. На духовное формирование и развитие демократических взглядов Амирхана большое влияние оказало его сближение с прогрессивной частью татарской интеллигенции, с демократическими писателями и в первую очередь с большевиками — Хусаином Ямашевым и С. Н. Гассаром. Фатых Амирхан был в большой дружбе с Габдуллой Тукаем и Гафуром Кулахметовым. Современник писателя Абдулхай Хи-сматуллин пишет: «Ни тяжелая болезнь, ни травля со стороны реакционных сил не могли сломить его решимости посвятить все силы служению родному народу».
В 1906—1919 годах Ф.Амирхан жил в Петербурге и в Москве. На страницах печати в условиях нарастающей реакции писатель-демократ вел активную борьбу против татарских национал-шовинистов. Амирхан ратовал за дружбу с русским народом, призывал изучать его литературу, направляя острие своего пера против ярых представителей реакции — религиозных фанатиков. Об этом свидетельствуют его статьи в журналах «Яшен» и «Ялт-Йолт» (издавались в 1910 году с участием Г.Тукая, Г.Камала и Ф.Амирхана).
В Москве, начиная с 1907 года, писатель выпускает детский журнал «Тербиятел этфал». В момент наивысшего подъема литературной, общественной и журналистской деятельности Амирхана постигло несчастье — он был парализован. После безуспешного лечения писатель на всю жизнь остался прикованным к креслу-коляске. Это не помешало ему продолжать активную творческую работу. В 1909 году Ф.Амирхан написал реалистическую драму «Молодежь» — о взаимоотношениях старшего и молодого поколений, о борьбе демократических сил против реакции, а также сатирическую повесть «Фатхулла хазрет», направленную против религиозных мракобесов.
Будучи хорошо подготовленным литератором, знающим духовную жизнь своего народа, писатель много сил вложил в исследование творчества прогрессивных представителей татарской литературы. Его перу принадлежат многочисленные статьи о деятельности просветителя Каюма Насыри, о творчестве Галиасгара Камала, Гафура Кулахметова. Он был одним из неутомимых идейных защитников Габдуллы Тукая, подвергавшегося нападкам со стороны буржуазно-националистических и эстетствующих критиков. Амирхан утверждал: «Тукай понят и принят народом. И это не случайно. Тукай говорит устами народа, поет о том, что волнует его душу. Признание народа было единственной и самой главной духовной поддержкой для поэта, который жил только своими песнями и их отзвуками в душе народа».
После победы Октябрьской революции Амирхан с новой силой и творческой энергией отдался журналистской деятельности. Он активно сотрудничал в татарской советской прессе, в газетах «Эш», «Кызыл Армия», «Татарстан хђбђрлђре», в журналах «Магариф», «Кызыл шарык», «Безнећ юл». На их страницах были опубликованы статьи и очерки, представляющие большой интерес и в наши дни: «Товарищ Мулланур», «Татарская национальная республика и татарская демократическая литература» и многие другие. Оценивая историческое значение Октября, Ф.Амирхан в 1920 году писал: «Социалистическая революция — родная мать нашей республики. Социалистический строй в России — та благодатная почва, на которой воспитывается и растет наша республика». Фатых Амирхан обращался к татарской интеллигенции с призывом помогать Советской власти утвердиться во всех сферах жизни общества. 25 апреля 1920 года в газете «Кызыл Армия» была опубликована статья, посвященная Ленину. Статья пронизана непоколебимой верой в ленинские идеи. Многие статьи, очерки Ф. Амирхана опубликованы на страницах периодической печати под псевдонимами: «Ташмухаммет», «Т-д», «Замзаметдинов».
Оценив заслуги Фатыха Амирхана в развитии татарской советской литературы, правительство Татарии в 1925 году назначило писателю персональную пенсию.
Тяжелая болезнь — туберкулез легких и осложнения паралича были причиной преждевременной смерти Амирхана. Умер он раню, прожив всего сорок лет. Но реалистические традиции его творчества живут и находят свое дальнейшее развитие в произведениях писателей современной татарской литературы.

ИЗДАНИЯ КНИГ Ф. АМИРХАНА

На татарском языке: Избранные произведения. В 2-х томах, т. 1. Повести, рассказы. (Вступит, статья X. Хисматуллина). Казань, 1957. 600 с. 14 т. экз. т. 2. Драматические произведения и публицистика. Казань. 1958. 615 с. 10 т. экз. Избранные произведения. Казань 1941. 381 с. Ют. экз. Остров детей. Рассказы. Казань, 1959.58 с. 7т.экз. Изд.: в 1919 г. Назип. Рассказ. (Для мл. шк. возраста). Казань, 1956. 20 с. 10 т. экз. Фатхулла хазрет. Рассказ. (Автобиография писателя). Казань, 1929. 107 с. 5 т. экз. На узбек, яз. в 1962 г. в Ташкенте. Неравноправные. Пьеса, рассказы. Казань, 1925. 92 с. Зт. экз. Он дитя-сирота. Рассказ. Казань, «Просвещение», 1921. 15 с. 20 т. экз. Остров детей. Рассказ. Казань, «Просвещение», 1919. 19 с. Сатирические рассказы. Уфа. «Восток», 1918. 68 с.
На русском языке: Татарка. Избранные произведения. (После-слое. М. Гайнуллина). М., Гослитиздат, 1959. 270 с. 15 т. экз. Первый цветок. Рассказ. Казань, 1957. 20 с. 23 т. экз.

О нем

На татарском языке: Хисматуллин X. Фатых Амирхан. Популярный очерк о жизни и творчестве. Казань, 1961. 59 с. 2 т. экз. Толым-бай Г. Фатых Амирхан, Монография. Казань, 1936. 160 с. 3 т. экз.
На русском языке: Нигматуллина Ю. И. С. Тургенев и татарская литература начала XX века. (И. С. Тургенев и Ф. Амирхан). Казань, изд-во Каз. ун-та, 1961, 59 с.

Полезные ссылки:
Байгильдиев Шариф Камалович

Поделись этим!