ТАЗИ ГИЗЗАТ (Гиззатов Тази Каюмович)
Родился 15 сентября 1895 года в дер. Варзи-Омга Красноборского района ТАССР, в семье бедного крестьянина. Умер 7 марта 1955 года.
Жизненный и творческий путь классика татарской советской драматургии Тази Гиззата свидетельствует об огромной силе воли и упорстве, проявленных им в достижении вершин сценического искусства.
Первоначальное образование Т.Гиззат получил в медресе. Семья была большая, и Т.Гиззату с раннего детства пришлось много трудиться. Из-за куска хлеба работал сторожем в медресе, в летние месяцы нанимался батраком. В поисках лучшей доли юноша вынужден был уехать на заработки. В 1909-1912 годах был сезонным рабочим на винном заводе в Бондюге, на Боткинских заводах, а с 1912 по август 1918 года – на Ижевском оружейном заводе.
Незаурядные артистические способности Т.Гиззата выявились во время его службы в Красной Армии (1919-1922). Молодой красноармеец под руководством своего преподавателя и режиссера Карима Тинчурина учился в драматической студии г.Самары, организованной 3.Султановым.
Выходец из народа, Т.Гиззат благодаря Великой Октябрьской революции сумел стать видным актером и известным драматургом.
Артист Оренбургского театра, учитель и заведующий Андижанским детским домом, заведующий клубом в Ульяновске, актер Елабужского городского и Московского татарского театров, Татарского государственного академического театра им. Г.Камала – таковы вехи жизненного пути Т.Гиззата.
За время своей 30-летней артистической деятельности Т.Гиззат создал целую галерею незабываемых художественных образов.
Творческое вдохновение актера приводит Т.Гиззата к литературному творчеству в драматургии. Первая его пьеса “Серебряная монета” поставлена Татарским академическим театром в 1923 году. Т.Гиззатом написано всего 37 пьес, отличающихся остротой и злободневностью поставленных проблем.
Некоторые из них, например, музыкальная драма “Наемщик” (музыка композитора Салиха Сайдашева), музыкальная комедия “Башмачки” (либретто комедии написано Тази Гиззатом по одноименной пьесе “Башмагым” башкирского писателя X.К.Ибрагимова, музыка композитора Джаудата Файзи) завоевали широкую популярность далеко за пределами Татарии. “Башмачки” с успехом идут на сценах театров Москвы, Киева и других городов.
В музыкальной драме “Наемщик” отображена жизнь и борьба татарских крестьян пореформенной эпохи.
Увлекательна по сюжету и оригинальна по композиции драматическая трилогия “Потоки”, подкупающая зрителя правдивостью изображаемых событий. В ней запечатлена одна из страниц исторического прошлого, показано классовое расслоение крестьян в дореволюционной татарской деревне, проникновение революционных идей в их среду.
В пьесе “Искры” через о’браз рабочего-революционера Орлова драматург показал роль русского пролетариата в революционном движении народов России. Тема дружбы татарского и русского народов получила дальнейшее развитие и в последующих произведениях автора: “Таймасовы”, “Настоящая любовь” и др.
Во многих пьесах Т.Гиззат сумел глубоко раскрыть чувство советского патриотизма, искреннюю любовь советских людей к Родине. Характерна в этом отношении пьеса “Таймасовы”. Когда страна подверглась нападению врага, вся семья старого рабочего Тагира Таймасова с оружием в руках встала на защиту Родины, на борьбу за счастье и свободу народа.
Незаурядный сценический талант, глубокое знание жизни, быта народа, его стремлений, упорная и настойчивая работа над повышением своих знаний и писательского мастерства – в этом корни успеха произведений Т.Гиззата.
За выдающиеся заслуги в области художественной литературы Т.Гиззат награжден двумя орденами “Знак Почета” и удостоен высокого звания заслуженного деятеля искусств ТАССР (1939), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1940).
Состоял членом Союза писателей СССР с 1934 года.
ИЗДАНИЯ КНИГ Т.ГИЗЗАТА
На татарском языке: Избранные пьесы. В 3-х томах. Казань, 1954-1956. т. 1. 416 с. 10 т. экз.; т. 2. 412 с. 8 т. экз.; т. 3. 334 с. 7 т. экз. Драмы. Комедии. Казань, 1965. 275 с. 5 т. экз. Башмачки. Муз. комедия. (По одноименному произведению X. Ибрагимова. Муз. Дж. Файзи). Казань, 1953. 80 с. 5 т. экз. Потоки. Трилогия. Казань, 1952. 239 с. 5 т. экз. Изд.: в 1938 г. Пьесы. Казань, 1950. 452 с. 10 т. экз. Пьесы. Казань, 1945. 280 с. 5 т. экз. Ночной сигнал. Пьеса. Казань, 1943. 56 с. 3 т. экз. Смелые девушки. Комедия. Казань, 1941. 144 с. 3 т. экз. Таймасовы. Пьеса. Казань, 1941. 124 с. 3 т. экз. Наемщик. Либретто. Казань, 1940. 44 с. 3 т. экз. Изд.: в 1935 г. Бишбуляк. Казань, 1939. 120 с. 6 т. экз. Изд.: в 1936 г. Пьесы. Казань, 1937. 424 с. 6 т. экз. Славная эпоха. Пьеса. Казань, 1936. 127 с. 6 т. экз. Искры. Драма. Казань, 1936. 124 с. 3 т. экз. Бесфамильный кузнец. Пьеса. (По одноименному рассказу Г. Галеева). Казань, 1934. 65 с. 5 т. экз. Праздник Победы. Одноактная музыкальная пьеса. Казань, 1933. 38 с. 7 т. экз. Происшествие в Акбаше. Музыкальная комедия. Казань, 1932. 48 с. 10 т. экз. Борьба. Пьеса. Казань, “Яңалиф”, 1931. 53 с. 3 т. экз.
На русском языке: Потоки. Драматич. трилогия. Казань, 1954. 288 с. 4 т. экз. Изд.: в 1940 г. Башмачки. Музыкальная комедия. (По одноименной пьесе X. Ибрагимова. Муз. Дж. Файзи). Казань, 1953. 83 с. 3 т. экз. Искры. Драма. Казань, 1952. 92 с. 7 т. экз. Потоки. Пьеса. (Перев. А. Бендецкого, А. Кутуя). Казань, 1940. 116 с. 12 т. экз.О немНа татарском языке: Гиззат Б. Драматург Тази Гиззат. Казань, 1957. 111 с. 3 т. экз. Салимжанов X. Записки актера. Казань, 1966. 178 с. 7 т. эк?.
Полезные ссылки:
Потомки Тази Гиззата привыкли всего добиваться в жизни сами
Тази Гиззат: через тернии к звездам
Театр Тази Гиззата
Сайты на татарском языке:
Әдипләр