Писатели Татарстана. Галимджан Ибрагимов

ГАЛИМДЖАН ИБРАГИМОВ

ГАЛИМДЖАН ИБРАГИМОВРодился 12 марта 1887 года в дер. Султанмуратово Аургазинского района Б АССР. Умер 21 января 1938 года

Выдающийся писатель, классик татарской литературы, вписавший одну из блестящих страниц в ее историю, крупный филолог и историк, известный общественный деятель Галимджан Ибрагимов оставил глубокий след в духовной культуре татарского народа.
Родился Г.Ибрагимов в семье муллы, снявшего духовный сан и до конца жизни занимавшегося хлебопашеством. С 1898 по 1905 год учился в Оренбургском медресе. В период столыпинской реакции был организатором протеста передовой части шакирдов против схоластики в системе воспитания. “Медресе должно давать знания, пригодные для жизни”,- говорил Г.Ибрагимов. За свободомыслие и решительную защиту новых идей, за организацию массового выступления шакирдов он был исключен из медресе. Вскоре переехал в Уфу и поступил в медресе Галия, считавшееся в то время высшим учебным заведением нового джадидского направления. Но и здесь Г.Ибрагимов вел энергичную работу среди шакирдов за коренное изменение существующих порядков, против отравления сознания шакирдов опиумом религии. Его ученическое сочинение “Коран от бога или нет?” – первый пылкий юношеский вызов богословской схоластике. В знак протеста против существующих порядков Г.Ибрагимов ушел из медресе. Несмотря на крайнюю бедность и лишения, много и упорно занимался самообразованием, изучал русский язык и литературу, готовился к вступительным экзаменам в университет. Однако осуществить мечту о высшем образовании не удалось.
Г.Ибрагимов долгие годы учительствовал. Педагогическая деятельность, прерванная в 1917-1919 годах в связи с активным участием в революционных событиях, впоследствии возобновилась в Казани, где он преподавал историю, родной язык и литературу в Татарском коммунистическом университете и в совпартшколе.
На формирование Г.Ибрагимова как передового политического деятеля влияние оказали социал-демократические идеи татарских революционеров Хусаина Ямашева и Гафура Кулахметова.
Участник подпольных кружков шакирдов в 1906 году, активный деятель подпольных организаций мусульманских шакирдов в Киеве в 1912-1913 годах, политически неблагонадежный, заключенный в царскую тюрьму, левый эсер в период Февральской революции 1917 года, деятельный борец против националистической контрреволюции накануне Великой Октябрьской социалистической революции, пламенный пропагандист идей Советской власти среди солдат-татар уфимского гарнизона, совместно с русскими большевиками организовавший демонстрацию в поддержку лозунга “Вся власть Советам!” – таковы основные вехи жизненного пути Г.Ибрагимова до Великого Октября. В первые же дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции Г. Ибрагимов продолжал активную пропагандистскую работу среди татарских солдат, редактировал социалистическую газету на татарском языке “Ирек”, затем газету “Безнец юл”. В Петрограде он создал и редактировал газету “Чулпан”. Его журналистская деятельность развивалась и в Казани. Острые политические статьи Г. Ибрагимова на злободневные вопросы современной общественно-политической жизни печатались в газетах казанских большевиков “Эшче”, “Кызыл Шарык”, “Кызыл Армия”, “Татарстан” и в журналах “Безнец юл”, “Магариф”.
До февраля 1918 года Г. Ибрагимов формально считался членом партии левых эсеров-интернационалистов. Фактически по многим жизненно важным вопросам революции: о мире, о войне, по аграрному вопросу, о формах организации Красной Армии и другим – он целиком поддерживая политику Коммунистической партии. Беседа с В.И.Лениным, состоявшаяся в период работы Г.Ибрагимова в Мусульманском комиссариате, способствовала окончательному отходу писателя от позиций левых эсеров. Антисоветский муравьевский мятеж левых эсеров на Восточном фронте явился толчком для выхода Г.Ибрагимова из партии левых эсеров. В 1920 году он вступил в Коммунистическую партию. Партстаж ему был засчитан с 15 апреля 1917 года.
В январе 1918 года Г. Ибрагимова избрали членом Учредительного собрания. Он принимал активное участие в работе III Всероссийского съезда Советов, на котором избирался членом ВЦИКа. Совместно с Мулла-нуром Вахитовым организовал Мусульманский комиссариат при Наркомате национальностей и работал в нем до осени 1918 года (до переезда в Казань).
В годы гражданской войны, когда молодая республика Советов находилась в опасности, Г.Ибрагимов был направлен с особым заданием в Сибирь, в тыл Колчака.
Успешно выполнив задание, Г.Ибрагимов приехал в Казань и всецело отдался литературно-творческой деятельности. В 1925 году по решению правительства Татарской республики Г. Ибрагимов назначен председателем Академического центра и членом коллегии Татнаркомпроса. Пятый съезд Советов избрал его членом ТатЦИКа, назначил председателем комиссии по переводу и изданию на татарском языке сочинений В.И.Ленина.
Литературно-творческая деятельность Г. Ибрагимова началась в 1907 году. Первый его рассказ “Изгнание из медресе шакирда Закия” был опубликован в газете “Эльислах” 23 октября 1907 года (в 1910 году вышел отдельным изданием).
В ранних произведениях Г.Ибрагимов выступал как реалист-бытописатель. С непревзойденным мастерством он создал удивительные по глубине художественные образы, целую галерею неповторимых, своеобразных в своей индивидуальности типов бедных крестьян, пастухов и батраков, рабочих, шакирдов, поднявших бунт против старого медресе, шакирдов-революционеров, студентов и студенток, учащихся русских школ, женщин, занимавших унизительное положение в обществе и в семье, мулл и муэдзинов, купцов и приказчиков, идеологов национальной буржуазии. С гневным презрением обличал он пороки имущего класса, резко осуждал социальную несправедливость, с искренней любовью и болью писал о простом, трудолюбивом народе.
“Картина из жизни молодежи” (1909), “Чего только не испытывает женщина-татарка” (1908)-произведения раннего периода, в которых разрабатывается тема борьбы против старых порядков, старых устоев жизни. Эта тема углубляется в последующих произведениях Г. Ибрагимова, написанных в 1910-1916 годах: “Начало весны” (1910), “В море” (1911), “Сто лет назад” (1911), “Мулла-вор” (1911), “Любовь – счастье” (1912), “Потухший ад” (1911), “Старый батрак” (1911), “Дети природы” (1909-1913), “Пастухи” (1913), “Из тетради покойного” (1914), “Абдрахман Салихов” (1916), “Наши дни” (1913).
Высокое художественное мастерство писателя сказывается и в ярко индивидуализированных человеческих характерах, и в замечательных описаниях природы, и в богатом, сочном, подлинно народном языке. Г. Ибрагимов стремился сохранить все богатство и красоту живого языка народа.
В отдельных произведениях Г.Ибрагимова периода 1910-1912 гг. (“В море”, “Любовь – счастье” и др.) заметен отход писателя от реализма к субъективному романтизму под влиянием упаднических настроений периода столыпинской реакции. Но реализм, коренившийся в самой народной основе творчества Г.Ибрагимова, взял верх. Об этом свидетельствуют произведения 1913-1916 годов: “Старый батрак”, “Дети природы”, “Пастухи”, “Наши дни” и другие.
Расцвет многогранного творчества Г. Ибрагимова происходит в годы становления и укрепления молодой страны Советов. В 1919-1923 годах он создал высокохудожественные произведения, запечатлевшие события Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны и интервенции: “Красные цветы”” “Новые люди”. В лучших произведениях писателя высокое художественное мастерство сочетается с политической зрелостью.
Исключительный успех выпал на долю романа Г.Ибрагимова “Глубокие корни” (1928), являющегося вершиной литературно-творческого роста писателя.
“Глубокие корни” – одно из первых произведений татарской советской литературы, отображающее классовую борьбу в татарской деревне накануне коллективизации. Оригинальность сюжета, глубина мысли и широта охвата жизни, яркость образов и актуальность тематики романа привлекли к нему внимание читателей далеко за пределами республики.
За период с 1918 по 1936 год из печати вышло 54 издания произведений Г.Ибрагимова на русском, татарском, азербайджанском, башкирском, ногайском, даргинском, казахском, уйгурском, узбекском языках. Лучшие произведения Г.Ибрагимова вошли в трехтомник “Избранных произведений” писателя, изданный на татарском языке, и в однотомник на русском языке.
Г.Ибрагимов внес большой вклад в татарскую филологию и в историческую науку. “Морфология татарского языка”, “Синтаксис татарского языка”, “Теория литературы”, “Как обучать татарскому языку”, его хрестоматия “Новая литература” и другие работы, сыгравшие в свое время большую роль в развитии теории татарской литературы и методики татарского языка, не потеряли своего значения и в наши дни, они вошли в новое издание его сборника “Вопросы литературы” (1960).
Труды по истории советского народа, созданные очевидцем и участником трех русских революций Г. Ибрагимовым, представляют большой интерес прежде всего по богатству фактического материала. Брошюра “Октябрьская революция и диктатура пролетариата”, статья “Мулланур Вахитов”, исторические очерки “Революционное движение среди татар” и “Татары в революции 1905 года” – ценные первоисточники для современных исследователей.
Большой художник-реалист, патриот, глубоко любивший родину, свой народ и посвятивший ему всю свою жизнь, весь свой талант – таким вошел Г. Ибрагимов в историю культуры советского народа.

ИЗДАНИЯ КНИГ Г. ИБРАГИМОВА
На татарском языке: Избранные произведения в 3-х томах. Казань, 1956-1957 гг. т. 1. 1957. Рассказы. Молодые сердца. Роман. 527 с. 30 т. экз. т. 2. Глубокие корни. Роман. Рассказы. Драма. 595 с. 30 т. экз. т. 3. Наши дни. Роман. Татарка. Рассказ. 611 с. 30 т. экз. Избранные произведения в 4-х томах. Казань, 1936. т. 2. Наши дни. Роман. 531 с. 10 т. экз. т. 3. Дочь степи. Красные цветы. 303 с. 10 т. экз. Избранные произведения. В 5-и книгах. Казань, 1933-1934. Книга 1. Глубокие корни. Роман. 1933. 274 с. 5 т. экз: Книга 2. Дочь степи. Красные цветы. Повести. 1934. К:1иги 3-4. Наши дни. Роман. 1934. 488 с. “10 т. экз. Книга 5. Рассказы. 1934. 302 с. 7100 экз. Произведения в семи томах. Казань, 1929-1931. т. 2. 1929. 471 с. т. 5. Рассказы. 1931. 198 с. т. 6. Глубокие корми.
1930. 116 с. Алмачуар. Рассказы. Казань, 1967. 47 с. 5 т. экз. Изд.: в 1957, 1922 гг., на казахском -в 1961 г. По ягоды. Отрывок из повести “Судьба татарки”. Казань, 1961. 12 с. 24 т. экз. Вопросы литературы. Сб. статей и рецензий. (Вступ. статья и примечания М. Хасанова). Казань, 1960. 244 с. 2 т. экз. Красные цветы. Повесть. Казань, 1958. 119 с. 9 т. экз. Изд.: в 1922 г. Глубокие корни. Роман. Казань, 1935. 346 с. 10 т. экз. Изд.: в 1928 г., на узбекском языке в 1961 г., киргизском языке в 1966 г. Вилочники. Глава из романа “Глубокие корни”. Казань, 1934. 31 с. 20 т. экз. Дочь степи. Рассказ. Казань, 1933. 154 с. 3 т. экз. Изд.: в 1924 г., на казахском языке в 1960 г., на узбекском в 1961 г. Религия – опиум народа. (Лекции, тезисы и планы докладов на антирелигиозные темы). М., “Нэшрият”, 1928. 97 с. 3 т. экз. Вопросы орфографии языка и литературы. Казань, 1927. 143 с. 3 т. экз. (Первое изд. в 1924 г.). Урал и уральцы. “Н?шрият”, 1927. 44 с. 3 т. экз. О судьбе татарской культуры в условиях пролетарской революции и социалистического строительства. (Доклад). Казань, 1927. 40 с. 5 т. экз. Революционное движение среди татар. Первая часть. 1905. Казань, “Н?шрият”, 1926. 235 с. Первое изд. в 1925 г. Старый батрак. 3-е изд. Рассказ. Казань, 1925. 24 с. 5 т. экз. О пролетарской литературе. М., “Н?шрият”, 1924. 74 с. 5 т. экз. Черные маяки или белые литературы. М., “Н?шрият”, 1924. 70 с. 3 т. экз. Люди. Рассказ. Казань, “Шарык”, 1923. 54 с. 3 т. экз. Из истории движения среди татарского студенчества. Воспоминания. Казань, 1922. 43 с. 2 т. экз. На море. Рассказ. Казань, 1922. 20 с. 20 т. экз. Пастухи. Рассказ. Казань, 1922. 22 с. 20 т. экз. В дни старости. Сборник. 3-е изд. Казань, “Милл?т”, 1922. 79 с. Изд. в 1921 г. (Оренбург), 1920 г. (Казань). Начало весны. Рассказ. Казань, 1921. 16 с. 20 т. экз. Новые люди. Драма. Казань, “Умюд”, 1921. 82 с. 3 т. экз. В темные ночи. Рассказы. Казань, 1920. 32 с. Дети природы. Рассказ. 2-е изд. Казань, “Милл?т”, 1919. 24 с. Татарская грамматика. (Морфология). Казань, “Сабах”, 1917. 52 с.
На русском языке: Избранное. 1957. 456 с. 25 т. экз. Дочь степи. Глубокие корни. Казань, 1966. 368 с. 100 т. экз. Изд.: в 1957, 1934 гг. Наши дни. Ромаи. М., “Сов. писатель”, 1966. 411 с. 75 т. экз. Глубокие корни. Роман. М., “Худож. литература”, 1964. 227 с. 10 т. экз. Изд.: в 1931 г. Чубарый. Рассказы. М., Детгиз, 1961. 112 стр. 5 т. экз. Татарка. Роман. М., Гослитиздат, 1935. 174 с. 10 т. экз. В мире литературы. М., Центриздат, 1925. 111 с. 5 т. экз.
На башкирском языке: Рассказы. Уфа, 1962. 168 с. 15 т. экз.

О нем
На татарском языке:  Ахтямов Ш. А. Изучение творчества Га-лимджана Ибрагимова в школе. Казань, 1964. 79 с. 3 т. экз. Воспоминания о Галимджане Ибрагимове. Казань, 1966. 424 с. 9 т. экз. Галимджан Ибрагимов. Ташкент, Изд-во татаро-башкирской комиссии, 1928. Хасанов М. Галимджан Ибрагимов. Казань, 1964. 332 с. 4 т. экз. Хасанов М. Роман “Молодые сердца” Галимджана Ибрагимова. Казань, 1959. 40 с. 300 экз. Хасанов М. Галимджан Ибрагимов. Очерк жизни и творчества. Казань, 1967. 27 с. 5 т. экз.
На русском языке:  Бикмухаметов Р. Галимджан Ибрагимов.- В кн.: “Вместе с народом”. “Сов. писатель”, 1959. с. 74-129. Галимджан Ибрагимов. Казань, 1928. 50 с. 400 экз. Имамутдинов Р. А. М. Горький и Г. Ибрагимов. Бирский педагогич. институт, вып. 5, 1964. Имамутдинов Р. “Наши дни” Г. Ибрагимова – первый татарский историко-революционный роман. Уч. записки Московск. обл. педагогич. ин-та, т. 116, 1963. Кадыров О. X. В- борьбе за художественные истоки романтической теории Г. Ибрагимова.- В кн.: “Сборник аспирантских работ”. Каз. ун-т, 1964. Тугушева Л. Ю. О языке романа “Дочь степи”.- В кн.: “Тюркологические исследования”. М.- Л., 1963. с. 256-264. Халит Г. Галимджан Ибрагимов.- В кн.: “История татарской советской литературы”. Казань, 1965. с. 147-170. Халит Г. Первые шаги татарской советской литературы (1917-1920 гг.) – В сб.: “Социалистический реализм в литературах народов СССР”. М., 1962. с. 328-365. Саади А. Галимджан Ибрагимов и его литературное творчество. Казань, 1928. 28 с.

Поделись этим!