Патриотизм. Гражданлык.


Патриотизм. Гражданственность.Патриотизм (от греч. patriotes-соотечественник; patris-отечество) – любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо отечества в представлении индивида, нравственный, основополагающий принцип. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными.
На протяжении истории само понятие имело различное наполнение и понималось по разному. В античности термин patria (“родина”) применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как “Эллада”, “Италия”); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного “полисного” патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.
Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму.
В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрел ее в Новое время.
В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие “патриотизм” было тождественно понятию “национализм”, при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие “патриот” было синонимом понятия “революционер”. Символами этого революционного патриотизма являются “Декларация независимости” и “Марсельеза”. С появлением понятия “национализм”, патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) – приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.
Современный патриотизм проявляется не только в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм – в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, работе с полной отдачей по своей специальности. Патриотизм – в значимых публичных и политических формах – голосовании на выборах, праздновании исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических организаций.
Сегодня такие вечные ценности как гражданственность, патриотизм, любовь и святое отношение к Родине, ещё недавно казавшиеся незыблемыми не являются достоянием большей части российской молодёжи. Прерванная связь поколений разрушила преемственность, лишила сегодняшнее российское общество идеалов, способствовало появлению “потерянного поколения” молодёжи, для которого слово “патриот” не звучит гордо.
Непростое положение в стране, трудности и проблемы при прохождении этапов социализации, трагический военный опыт породили утрату нравственных ориентиров, аполитичность, бездуховность, “беспризорность” молодёжи. Оказалось, что вечные ценности не передаются при рождении, каждое новое поколение должно их выстрадать или получить из рук в руки от предков с любовью, заботой и надеждой.
Возрождение России как великой державы невозможно без формирования развитого чувства гражданственности, патриотизма, прочных нравственных устоев.
В последнее время внимание российской общественности вновь приковано к проблемам патриотического и гражданского воспитания. Об этом свидетельствуют как грандиозность подготовки и проведения юбилейных торжеств к 70-летию празднования Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг., так и принятие специальных правительственных программ гражданского и патриотического воспитания молодёжи. Значительным шагом вперёд явилась разработка проекта федерального закона “О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию”.
Коллегии Министерства образования, Министерства культуры, Министерства по делам печати, телевидения и радиовещания инициировали создание межведомственного комплексного плана по формированию духовного мира подрастающего поколения.
Активно разрабатываются проблемы исторической науки; пишутся новые учебники; возобновлён выпуск духовно-нравственной литературы; в обществе растёт интерес к проблемам краеведения.
Научные конференции, связанные с проблемами патриотического воспитания прошли в Москве, Волгограде, и в других регионах России.
Эти документы говорят о возрождении воспитательной функции учреждений образования и культуры, возрождении на государственном уровне системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения. В такие переломные моменты истории, когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.
Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Чем скорее мы осознаем это, тем лучше будет жить Россия и быстрее сформируется гражданское общество.
Разнообразны определения патриотизма. Но, в сущности, они сводятся к самому простому: любовь к своему Отечеству и деятельность во имя его блага. За достаточно короткий срок эпоха всеобщего принудительного патриотизма успела смениться десятилетием ледяного равнодушия к “этой стране”, а затем – призывами “поднимать Россию с колен” и в спешном порядке растить гражданина и патриота. Прямо скажем – задача непростая и к тому же очень тонкая, поскольку крайние проявления патриотизма граничат со такими страшными для общества явлениями как шовинизм и национализм. Да и у самих взрослых патриотическая тема вызывает больше вопросов, чем готовых рецептов воспитания.
Заставить “Родину любить” невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Идеальная формула такого патриотизма: “Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее”.
Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.
Патриотизм обладает огромным социально-культурным потенциалом в социализации детей и молодёжи. Задача в том, чтобы его максимально реализовать на уровне молодёжной и культурной политики.
Значимость библиотек в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи – основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.
Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки сегодня заняты выживанием. Однако к их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.
Современная концепция патриотического воспитания в условиях библиотеки ещё не сформирована окончательно. Что же может и должна делать библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня?
Исходя из основных целей патриотического воспитания в работе библиотек, каковыми являются:
– формирование активной жизненной позиции гражданина – патриота, гордящегося своей Родиной;
– воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.
Вытекают основные задачи, которые стремятся решить библиотеки:
Формирование и раскрытие документальных фондов, соответствующих задачам патриотического воспитания;Формирование высокого патриотического сознания через организацию психологических тренингов, групповых и индивидуальных консультаций, ситуативных игр;Пропаганда государственной символики;Пробуждение интереса к историческим документам, плакатам, фотографиям в рамках краеведческой деятельности; создание летописей населённых пунктов;Воспитание любви к родному языку, литературе и культуре;Формирование правовой и политической культуры, чёткой гражданской позиции читателей при использовании активных и интерактивных форм работы: дискуссий, диспутов, спор-часов, конкурсов, поединков, турниров;Воспитание толерантности как принципа взаимоотношений людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности;Создание музеев при библиотеках и в библиотеках;Организация встреч с участниками войн, ветеранами тыла, военнослужащими;Совместная творческая деятельность библиотек с общественными патриотическими, ветеранскими организациями, историко-патриотическими клубами и движениями;Подготовка специализированных изданий, методических и библиографических пособий, дайджестов как на традиционных, так и на электронных носителях;Разработка и внедрение авторских и целевых программ;Обсуждение темы ПВ в профессиональной среде на конференциях, коллоквиумах, семинарах, Круглых столах, при проведении библиосоциологических исследований;Оказание помощи в преодолении такой степени социализации как подготовка к службе в армии;Ориентирование молодёжи на выбор профессии социального работника, спасателя, пожарника, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего.
Такой фундаментальной и многообразной должна выглядеть патриотическая деятельность библиотек.
Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, всё более выдвигают на первый план такие его направления как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодёжи.
Главной задачей библиотек является выявление роли и возможности книги и чтения в становлении личности, постановка их на службу формирования молодого поколения патриотов.
Современные библиотеки представляют собой уникальные хранилища разнообразных знаний, в том числе и по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием. Библиотеки, являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях. Т.о., работа библиотек по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна быть подкреплена мощными интеллектуальными ресурсами книжных фондов.
Исходной составляющей формирования будущего патриота является семейное воспитание. И оно бывает действенным, если опирается на прочный фундамент книжной культуры, на знания, почерпнутые из книг, журналов, опубликованных документов, воспоминаний, иных исторических источников. Уже на этой стадии библиотекам принадлежит особая роль, которая реализуется и за пределами читальных залов – по месту жительства молодых читателей.
Сегодня патриотическое воспитание особенно хорошо просматривается в работе библиотек по краеведческой деятельности. Привязанность к Малой Родине, к её природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для человека основой любви к Родине Великой. Это делает особенно благородной миссию библиотечного краеведения, тем более, что библиотеки в последние годы повсеместно становятся ведущими краеведческими центрами на местах. Ведётся интересная поисковая и исследовательская работа, организуются музеи при библиотеках, широко применяются диалоговые, дискуссионные и другие творческие формы работы с читателями.
Отечественная история даёт огромный материал для развития чувства патриотизма. Это, прежде всего великие битвы за Отечество: и Невская, и Куликовская, и Полтавская, и Бородинская. Но сражения с гитлеровским фашизмом даже в этом перечне исключительны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов – огромный пласт событий, ещё не до конца изученных, понятых и оценённых.
Существует немало толкований, а порой и фальсификаций истории Великой Отечественной войны. Встречаются попытки принизить значение подвига советских людей, сокрушивших германскую военную машину, освободивших свою страну и народы Европы от фашистского порабощения. Что же в этой связи должны рекомендовать читателю библиотекари? Те книги, которые говорят о войне объективно и правдиво, но при этом подчёркивают гигантское значение всего, совершённого советским народом.
Тяготы войны были неисчислимы, на её фронтах полегли миллионы солдат, граждан нашей страны. Но главное – Отечество наше было сохранено. Его отстояли те, кто шёл под пули врага ради спасения Родины, проявляя беззаветное мужество. Для того, чтобы в наше время хранить незапятнанной память о войне, защищать её от любых нападок, мужество требуется немалое. Научить себя и учить других хранить эту память – одна из функций библиотекарей. Ведь только в библиотечных фондах она представлена в организованном виде, доступном для любого пользователя.
На основе всего этого следует в первую очередь вести разговор о технологии патриотической работы в библиотеке: таким образом, чтобы наша работа оказала реальную помощь коллегам и нам самим. Ведь часто публикации о тех или иных мероприятиях превращаются в однообразные отчёты, из которых более или менее явствует, что было сделано, но не совсем понятно – как это было достигнуто.
Библиотекари, занятые важным делом – патриотическим воспитанием, должны получать методики, готовые для использования. Главным образом из профессиональных изданий, обмена опытом, а также из Интернета с сайтов по патриотическому воспитанию. Можно организовать Круглые столы, где специалисты в форме свободных, оживлённых дискуссий делятся мнениями по наиболее важным и острым проблемам профессиональной жизни. Есть все основания считать, что вопросы, связанные с ПВ в условиях библиотеки на материале Великой Отечественной войны, обладают необходимой актуальностью для нас и в профессиональном и общественном плане.
В процессе организации разнообразных массовых мероприятий библиотекари должны обратиться к истолкованию и раскрытию важных базовых политических понятий: “война” и “мир”, “толерантность” и её пределы, “агрессия” и “самозащита” и др.
Знакомство с историй должно волновать, вызывать сопричастность в душе человека. При этом вовсе не требуется лакировать своё прошлое: о народах и государствах, так же, как и об отдельных людях, судят не по тому, как они падают, а по тому, как они поднимаются. А мы и падали больно, и вставали достойно – примеров тому не счесть в русской истории.
Взрослые склонны обвинять молодых в историческом невежестве, забывая, что уже сегодня для человека 10-15 лет от роду середина XX века – древняя история. Беда не в незнании фактов и дат, а в отсутствии интереса к прошлому. Чем больше живых образов будет представлять для ребёнка конкретное событие, тем вероятнее рождение эмоционального отклика души, который может стать началом интереса, а затем и любви к Отечеству. Пытаясь очеловечить историю, построить “мостики в прошлое”, мы выбираем темы, учитывая присущий подрастающему поколению всех времён интерес к жизни знаменитостей, жизни сверстников, истории вещей, собственной персоне и близким людям, к тайнам и приключениям.
В качестве примера можно перечислить некоторые темы, помогающие зародить у ребят интерес к прошлому своей страны: “Имя в истории Отечества”, “Жизнь замечательных людей”, “Россия и россияне в истории мировой цивилизации”, “Пишем семейную историю”, “Зов предков”, “Что было, когда меня не было”, “Когда бабушка была маленькой”, “Мой день рождения в истории страны”, “История моего дома”, “Истории лицо живое”, “Историю делаем мы”. Сочетание рассказа библиотекаря, воспоминаний очевидцев, самостоятельного чтения, разных форм творческой деятельности дают желаемые результаты – у подростков появляется чувство сопричастности к истории большой и малой Родины. Недаром в русском языке образуют логическую цепочку слова: род, народ и Родина.
По данным социологов, основными источниками формирования исторических знаний в настоящее время являются кино, художественная литература, школьные учебники, рассказы очевидцев, научная литература. Огромная роль художественной литературы в очеловечивании истории и воспитания патриотизма бесспорна. Мы не можем считать культурным человека, если он не читал, например, такие литературные произведения героико-патриотической тематики, как “Бородино”, М.Ю. Лермонтова, “Война и мир Л.Н. Толстого, “Судьба человека” М. Шолохова, “Молодая гвардия” А. Фадеева, “Живые и мёртвые”, “Солдатами не рождаются” К. Симонова и др.
Под предлогом “перегруженности” учащихся, из школьного обучения исключаются многие произведения русской литературы, исповедующие высокие духовные и нравственные идеи. Говорят, что эти произведения “устарели”, “непоняты”, и их следует заменить современной литературой зарубежных стран. Современная задача детских и юношеских библиотек заключается в том, чтобы при поддержке телевидения и средств массовой информации возродить интерес к русской классике. Так, сейчас после проката удачных телевизионных фильмов, у молодёжи возрастает интерес к классической литературе, они идут в библиотеки за книгами, где становятся популярные книжные выставки типа “Посмотрел фильм – прочти книгу”.
В чистом виде исторические романы и повести сегодня не самый популярный жанр, за исключением симбиозов типа: исторический детектив, историческая фантастика, сказочная повесть и, увы, достаточное количество “псевдоисторических” произведений, где слегка перевранная история служит фоном для приключений героя. К счастью, в нашем арсенале есть вся большая российская литература как художественное отражение того или иного периода жизни народа.
Наши коллеги, сотрудники РГБ, провели небольшой эксперимент: каждый попробовал составить список из 5 книг, воспитывающих у подрастающего поколения патриотизм. В списке оказались и книги писателей-природоведов, и сказки народов СССР, и произведения Гайдара и Приставкина. В этот список можно было бы включить книги Ю. Коваля, повесть В. Голявкина “Мой добрый папа”, произведения Бориса Васильева и многое другое. Уверена, что у каждого из вас получится свой список замечательных книг.
Сегодня популярна едкая фраза о том, что сегодня “Россия читающая превратилась в Россию глазеющую”. Обидно, но очевидно, что юное поколение лучше воспринимает готовый зрительный образ, чем образ литературный. Но, соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом можно получить уникальный результат. В практику работы библиотек с детьми и молодёжью смело входят комплексные формы: видеопоказы – параллельно с чтением и обсуждением, слайд – рассказы, используются медийные и интерактивные возможности электронных носителей.
Одна из граней чувства П – привязанность к своим обычаям, традициям, природе, культуре, всему тому, что не меняется со сменой общественно-политического строя, названий и символов страны. Редкая библиотека не может похвастаться богатым опытом реализации программ по изучению и популяризации российской культуры, фольклора, народных традиций. Наряду с привычными формами в библиотеках стали появляться исторические музеи.
В одной из библиотек Челябинской области есть музей “Русская старина”. Его прелесть заключается в том, что экспонаты по крупицам собирали сами читатели, а ещё каждую вещь можно потрогать, примерить, использовать по назначению. А какие замечательные игровые занятии проходят в музее. Например, “Жили-были дед да баба” (знакомство с убранством русского дома и традиционной утварью) или такая тёплая домашняя тема, как “Узоры на варежках”, вылившаяся в интересный рассказ о народных орнаментах, об истории происхождения такой привычной и незаметной, но незаменимой вещицы.
Не из таких ли незамысловатых встреч с крохотными кусочками большой народной истории и традиций рождается та самая “скрытая теплота патриотизма”, о которой говорил Л.Толстой как об истинной любви к Родине. Любви, о которой не кричат громким хором; любви, от которой внезапно щемит сердце, когда на чужбине услышишь родную речь или песню; когда после разлуки возвращаешься домой, когда рассматриваешь фотографии своих предков.
Традиционная краеведческая работа может стать казённым “региональным компонентом”, а может превратиться в увлекательное путешествие из прошлого в будущее.
Если говорить о массовых формах работы, то также можно привести опыт коллег из Челябинской области, которые организовали литературно-краеведческий конкурс “Знай наших”. На первом этапе ребята стали участниками викторины о своих знаменитых земляках. Победителей викторины награждали уважаемые в Челябинске люди. Второй этап конкурса посвящался будущим знаменитостям. Десять юных смельчаков приняли участие в ток-шоу “Хочу быть знаменитым”, рассказав, какими делами они собираются прославить в будущем родной город. Каждый выступающий постарался осмыслить меру своей ответственности не только за свою судьбу, но и за будущее своего города. Это были первые шаги ребят в формировании собственной гражданской позиции.
Если продолжить говорить об опыте работы библиотек по патриотическому воспитанию, то хочется также отметить, что в Республиканской юношеской библиотеке Татарстана были организованы такие мероприятия, как конкурс “Памяти павших будьте достойны!” среди ЦБС республики на лучший сценарий по патриотическому воспитанию молодёжи, посвящённый 60-ю празднования Победы в ВОВ; масштабная Акция в парке Победы; фотоконкурс “Огненные годы: память поколений”, среди молодёжи республики, посвящённый 65-летию празднования Победы в ВОВ. А в рамках гражданско-патриотического воспитания находкой стал конкурс на лучший проект клуба молодого избирателя, организованный среди ЦБС республики.
Так мы подошли к неотъемлемой части понятия патриотизма – гражданственности, которая определяется уважением законов, участием в жизни государства, правовой грамотностью и ответственностью. Формальный “патриотический набор” – знание гимна, герба, флага, основных статей Конституции обязателен для каждого гражданина как свидетельство его принадлежности к стране. Рождение традиций уважения к государству, его символам, истории, законам происходит достаточно вяло, так как не поддерживается на бытовом уровне в семье. Полученные в школе установки, что каждый “гражданином быть обязан”, разбиваются о цинизм взрослых по отношению к законам, государственной власти и символам государства, о “гражданское иждивенчество” и нежелание признать необходимость личной ответственности и личного участия в жизни города и страны.
Библиотеки пытаются заинтересовать ребят, рассказать об истории государственной символики, о системе управления страной и принципах демократии, используя все доступные для каждого возраста информационные ресурсы. Недостаток готовых материалов восполняют издания библиотек: информационные пакеты, рекомендательные списки, дайджесты (от “Сказко-тренинга по правам ребёнка” для самых маленьких до списков популярной правовой литературы в помощь родителям, сведений о муниципальном самоуправлении и адресов центров правовой помощи).
Одним из главных способов формирования гражданского сознания мы считаем отход в библиотеке от диктата взрослого, присутствие в наших мероприятиях диалога, причём не только диалога по вертикали (взрослый – ребёнок), но и диалога по горизонтали (между самими ребятами). Наша цель – пробудить подрастающее поколение к размышлениям, научить высказывать своё мнение, уважать право на мнение, отличное от твоего. Только обращаясь к личному опыту ребят, к их впечатлениям, переживаниям можно достичь результатов.
Если в работе с ребятами младшего возраста библиотека ставит во главу угла упор на эмоциональное воздействие, например, организуя такие мероприятия, как конкурс рисунков “Моя мама самая красивая!”, праздники с мамами и бабушками в “День матери”, семейные спортивные праздники. То в работе с подростками прослеживается задача помочь взрослеющему человеку сформировать понятия, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей, в развитии общеполитической и нравственной защищённости от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребёнка.
Если у подростка возникают вопросы, желание разобраться, докопаться до истины, создать что-то самому – значит он растёт интеллектуально и эмоционально. От того, что ребёнок узнает о стране, о мире, о себе во многом зависит, как он в дальнейшем распорядится своей судьбой.
Немаловажно и наличие у каждого библиотекаря собственной патриотической позиции. Нельзя убеждать школьников в том, во что сам не веришь, нельзя заставлять любить то, чего сам не любишь. Наверняка практически все, кто работает с молодыми, любят нашу страну и считают себя патриотами. А стало быть, иногда задаются вопросом: “Что я могу сделать во благо человечества?” Могу предложить ответ: помочь молодёжи вырасти с уважением к прошлому, верой в светлое будущее России и с желанием это будущее строить на нашей родной земле.
Формы нашей деятельности – конференции, выставки, конкурсы более или менее однотипны, и во многом мы повторяем друг друга. Проблема заключается в том, насколько эта деятельность эффективна. Предположим, прошёл конкурс рисунков на П тему, определены лауреаты, состоялось торжественное награждение. Но остался ли какой-то след в умах и сердцах посетителей? Мы заявляем: “Проведено столько-то мероприятий, охвачено столько-то читателей”. Но что из них вынесли читатели – большой вопрос. Необходимо проводить опросы, анкетирования и на основе их результатов делать выводы и соответственно что-то менять в своей работе: или формы работы, или подачу материала, или привнести больше эмоциональности и т.д.
Если сравнить проведение массовых мероприятий двадцать лет назад и сейчас – то это совершенно разные вещи. Работать стало намного труднее. Детско-юношеская аудитория очень сильно изменилась. Прежде чем начать разговор о партизанах, приходиться объяснять, кто они, собственно, такие. Подростки задают вопрос: “Так это наша или не наши?”. Думаю, если сейчас мы выйдем на улицу и опросим десять случайных молодых людей: “Кем были Жуков, Конев и Рокоссовский?”, правильно ответят один – два человека.
Сейчас, готовясь к Дню Победы, недостаточно просто пригласить для выступления ветерана или другого свидетеля событий. Во-первых, ветеранов, способных выступить перед аудиторией, осталось очень мало, и значит, надо находить другие возможности для освещения истории войны, например, приглашать на мероприятия детей войны. Во-вторых, двадцать лет назад почти у каждого школьника был свой дедушка – участник войны, ребёнок слышал его рассказы и был готов воспринимать воспоминания другого дедушки с фронтовыми наградами на груди.
Сейчас, если к ребятам просто привести ветерана, большинство из них не поймёт, о чём он говорит и почему к ним пришёл этот старый человек. Если вы разыскали такого человека, желающего выступить перед ними, к встрече нужно готовить и аудиторию, и его самого. С ребятами надо встретиться заранее, порекомендовать им книги, объяснить, что такое “танк Т-34” и что такое “катюша”, т.е. объяснить военную терминологию. С ветераном – обсудить сценарий его выступления, особенности аудитории, выделить интересные для восприятия боевые эпизоды. Очень хорошо, если у гостя есть фотографии. Современные подростки – носители визуальной культуры, и когда им подробно рассказывают о том, что отразилось на фронтовых снимках, это находит отклик в их сознании. А дело библиотекаря – дополнить выступление своими комментариями: в каком году это было, как вписывается то или иное событие в историю войны. В противном случае будет иметь место принудительное мероприятие под вывеской патриотического воспитания.
Говоря о ПВ, необходимо выявить значение исторической правды в таком важнейшем деле, как пропаганда значения исторического подвига советских людей в Великой Отечественной войне. Если говорить об исторической правде в показе войны, то тут встаёт проблема анализа и экспертизы, которые вообще не в полной мере применимы к художественному материалу. Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, а создаёт образ времени.
И не всегда бывает так, что анализ и экспертиза литературы о войне под силу обычному библиотекарю и даже библиотекарю-методисту. Они должны производиться профессионалами и при этом на систематической основе для всех библиотек и даже – для всех читателей России. Сейчас такая работа практически не ведётся, если не считать немногочисленных рецензий, очень редко – обзоров, которые время от времени появляются в печати по инициативе самих авторов.
Т.о. значение исторической правды для воспитания патриотизма – достаточно сложная проблема философского значения. В принципе, в любой сфере, и даже в сфере пропаганды, порядочный человек не позволит себе лгать. В воспитательной работе чрезвычайно важен правильный отбор фактического материала. Деятельность учёного – исследователя, в том числе – историка, нацелена на отыскание истины и требует полного беспристрастия. Деятельность по пробуждению П направлена на решение именно воспитательной задачи и в этом смысле тенденциозна. История великой Отечественной войны оставила нам множество свидетельств исключительного героизма, самопожертвования советских людей во имя Родины. Но она хранит и немало фактов негативного характера.
Профессиональный долг библиотекаря – предоставлять пользователю любой опубликованный источник, имеющийся в фонде. Но когда он выступает в роли наставника молодёжи, и прежде всего – воспитателя гражданственности, он должен отбирать и рекомендовать именно ту литературу, которая формирует П мировоззрение.
Говоря о ПВ нельзя не отметить важность интернационального, а в последнее время и толерантного воспитания. Победу в Великой Отечественной войне добывал весь советский народ: и русские, и татары, и казахи, и украинцы, и грузины, и молдаване, и латыши и др. Задача интернационального воспитания – объяснить молодым значение и роль братства по оружию, общих лишений и общего подвига всех бывших республик, терпимости по отношению к другим народам.
В работе, связанной с патриотической тематикой, необходимо обратить внимание на правовые аспекты, На данный момент существует только постановление Правительства Российской Федерации о патриотическом воспитании 2005 года. Вся клубная, поисковая и иная работа ведётся лишь на общественных началах: при школе, при библиотеке и т.п. Это экономичнее и более удобно. Ведь, чтобы официально создать патриотический клуб, нужно подготовить устав, другие документы, провести регистрацию, словом, соблюсти множество условий.
Но характерно сведущее. Как только общественники – энтузиасты совершают ценную находку, обнаруживают важный исторический документ, воинское захоронение, которое приводят в порядок, тут же подключаются органы власти, СМИ, военкоматы, стремящиеся показать, что это их заслуга. Государственные структуры, не ведущие ни поисковой, ни исследовательской, ни пропагандистской работы, пожинают лавры на этом поприще.
За отсутствием правовой базы такая деятельность никак не финансируется. Единственной отдушиной здесь выступают программы патриотического воспитания, обычно – региональные, позволяющие выделить какие-то средства на конкретные мероприятия. Но в основном они проводятся на энтузиазме, а в вузах, школах, библиотеках – за счёт расходования средств по другим бюджетным статьям, то есть формально – нецелевого.
В стране ведётся огромная работа по патриотическому воспитанию, нуждающаяся во всесторонней поддержке, и в первую очередь со стороны государства. Назрела необходимость придать ей законный статус, обеспечить её финансированием. А для этого нужны государственный закон, ведомственные и федеральные подзаконные акты, разграничение полномочий и целевые программы для всех регионов.

Предложения
В нашей стране оформились общероссийские методические центры, курирующие большинство направлений библиотечной деятельности. В сфере корпоративной каталогизации это ГПНТБ России, в сфере краеведения – Российская национальная библиотека, в области экологии – Российская государственная юношеская библиотека и т.д. Такой же общенациональный библиотечный центр должен появиться в сфере ПВ. Его функции – координация этой работы в масштабе страны, создание рекомендательных пособий и библиографических репертуаров для всех библиотек страны, проведение качественной экспертизы изданий военной тематики, организация конференций и иных мероприятий общероссийского уровня, издание всероссийского журнала по ПВ в библиотеках, повышение квалификации специалистов с мест. Такой центр было бы резонно создать при одной из библиотек федерального статуса.
Необходимо иметь в РФ координирующую и направляющую структуру в области ПВ, например в составе Общественной палаты при Федеральном собрании РФ.
Сегодня в России необходимо научное исследование проблем патриотического и гражданского воспитания. Результатом всеобщих усилий могла бы стать разработка новой концепции патриотического и гражданского воспитания молодёжи России. Это сделало бы работу библиотек более эффективной.
В качестве примера, который можно использовать в работе, приведена “Декада молодого патриота”, основанная на опыте работы Кемеровской областной юношеской библиотеки.
Декада молодого патриота
Тематический план декады может включать в себя:
Торжественное открытие Декады молодого патриота. Сначала со вступительным словом выступают представители ЦБС, власти, организаций, занимающихся ПВ молодёжи и т.д. На открытии должны присутствовать студенты, школьники, воспитатели юношества, представители СМИ. В завершении мероприятия можно провести презентацию клуба, занимающегося ПВ молодёжи.День Отечества, в ходе которого проводятся выставки, беседы, обзоры, вечера и т.д., посвященные истории, настоящему и будущему России и Татарстана, государственной символике РФ и РТ.День Российской армии, который посвящён русской армии и флоту. Основная задача Дня Российской армии – через историю армии показать отдельные эпизоды истории России. В мероприятиях этого дня можно связать литературу и историю, музыку и историю. Можно провести обзор истории военных учебных заведений. На тематических выставках можно представить батальный жанр живописи, журналы для молодёжи армейской тематики и т.д.День призывника, в ходе которого можно организовать индивидуальные и групповые консультации различных специалистов по вопросам призыва на военную и альтернативную службу.День патриотического кино, посвящённый отечественному кинематографу. В ходе этого Дня можно провести видеолекторий “Сыны Отечества”, посвящённый выдающимся людям России, который можно дополнить викторинами и конкурсами. Более глубокому осмыслению темы может способствовать сравнение Патриотической книги с её киноверсией.День памяти, посвящённый Великой Отечественной войне и локальным войнам (Афганистан, Чечня). Здесь можно провести вечера – встречи с участниками войн, вечера памяти, посвящённые погибшим землякам и т.д.День Татарстана, посвящённый краеведческой тематике.День юного гражданина. В этот день можно провести встречи с юристами, представителями молодёжных организаций. Можно пригласить ребят впервые получивших паспорт и с ними провести разговор о понятиях “гражданин”, “гражданственность”, “закон”, “права и обязанности”.День патриотической книги, в ходе которого можно использовать весь арсенал средств популяризации книги: тематические выставки, вечера, литературные композиции, беседы, обзоры, игровые программы, встречи, читательские конференции, дискуссии, ток-шоу. Например, на тематической выставке “Книги, которые нужны России” можно представить книги, которые воспитывают чувство гордости и уважения к своей Родине, ненавязчиво учат любви и патриотизму, а также книги писателей Татарстана, воспевающие малую Родину. Также можно провести либо предварительное анкетирование по данной теме, либо предложить участникам библиотечных мероприятий заполнить анкету и опубликовать результаты в качестве итогов декады.День информации для воспитателей юношества. Здесь сотрудникам справочно-библиографического и методического отделов проводятся обзоры книг, периодических изданий, методических материалов по патриотической тематике. Кроме того, подводятся итоги декады, которые можно разместить на информационных стендах, на сайте ЦБС, в периодической печати.
Список использованной литературы:
1. Библиотека.- 2009.- № 6.
2. Библиотека.- 2009.- № 3.
3. Библиотека.- 2006.- № 5.
4. Молодёжь и общество.- 2008.- № 2.
5. Библиотечное дело.- 2005.- № 12.
6. Библиотека.-2005.- № 12.
7. Большая советская энциклопедия. Т.19.- М: Советская энциклопедия, 1975.

Полезные ссылки:
Уникальный мультимедийный проект “Дорога памяти”, объединяющий десятки миллионов фотографий и фронтовых писем участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
День победы. 75 лет.
Великая отечественная война 1941-1945
История Великой Отечественной войны
Победители – солдаты Великой войны
День Победы (Википедия)