Писатели Татарстана. Хасан Туфан

ХАСАН ТУФАН (Туфан Хасан Фахриевич)

ХАСАН ТУФАНРодился 9 декабря 1900 года в дер. Кармат Аксубаевского района ТАССР, в семье крестьянина-бедняка. Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

Лауреат Тукаевской премии поэт Хасан Туфан – один из немногих зачинателей татарской советской поэзии, близкий друг и соратник Хади Такташа.
Первая встреча современного читателя с Хасаном Туфаном после долгой разлуки произошла на страницах 12-го номера журнала “Совет әдәбияты” в 1956 году, в котором были опубликованы его стихи 40-х и 50-х годов. Журнал “Дружба народов” по этому поводу писал: “Туфан! Славное, полное поэзии имя!.. Он ясен и чист, по-прежнему поэт несет нам богатство своих чувств, глубину мысли”.
Туфан вернулся не с песней тоски, а с песней верности отчизне:
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я еще сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Ты всей жизни смысл и существо,
И любовь к тебе, земля родная,
Я несу, как знамя,- твоего
Имени святого не пятная.
Здесь, в Казани, где мой отчий край,
Я тебе поклоны бью земные.
Тот светильник, что зажег Тукай,
Я не уроню, моя Россия.
Художественное значение творчества ветерана татарской советской поэзии, его творческую манеру очень образно определил народный поэт Башкирии Мустай Карим в статье, напечатанной в “Литературной газете”:
“Порою кажется, будто Туфан останавливается на полуслове, не договаривая своей мысли. Но это впечатление оказывается ложным и быстро уходит. Подлинное поэтическое творение я сравнил бы не с цветком, а с полураскрывшимся бутоном. У него тот же цвет и тот же аромат, но понимающие в цветах девушки рвут для букета именно такие бутоны. Какой толк от цветка, который осыпается, пока не успели поставить его в воду или подарить другу? Много ли радости в том, когда истины в стихах осыпаются прямо на страницах книги”.
Каков же путь, который привел Хасана Туфана в большую литературу?
В семье Фахри Тагира десятым ребенком родился Хасан. До тринадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в родном доме. Отец был грамотным, трудолюбивым, мастером на все руки. Он и сыновей обучал труду и ремеслу. Однако Хасан, в отличие от старших oбратьев и сестер, проявлял большой интерес к учебе. Первоначальное образование получил в русской и чувашской школах соседних деревень.
Любознательного мальчика не удовлетворяли школьные занятия. Он с трудом доставал учебники для старших классов, книги по истории, географии и занимался по ним самостоятельно.
В 1913 году Хасана пригласили к себе старшие братья, переселившиеся в таежные места бывшей Тобольской губернии. Но вскоре, убедившись в иных интересах и стремлениях младшего брата, направили его в уфимское медресе Галия. Два года, проведенные в медресе, были чрезвычайно важными для становления будущего писателя. Здесь он познакомился с Шаихзадэ Бабичем и Галимджаном Ибрагимовым. У пытливого и одаренного юноши проявился интерес к литературе. Однако материальная необеспеченность заставила Туфана во время летних каникул работать в уральских рудниках, помогать старшему брату- старателю. Позднее он совсем оставляет медресе и поступает токарем на Лысьвинский завод, где встречает победу Октябрьской революции. В 1918-1923 годах учительствовал в школах Урала и Сибири.
В 1924 году Хасан Туфан приехал в Казань и сразу же примкнул к группе писателей, которая возглавлялась Хади Такташем, Аделем Кутуем и вела упорную идеологическую борьбу за новую советскую литературу. Большая, по-настоящему братская дружба установилась между ним и Такташем. Она оставила неизгладимый след в душе поэта, повлияла на Становление его творческого облика.
По приезде в Казань Хасан Туфан учительствовал в школе слободы “Бишбалта” (ныне Кировский район), входил в группу рабкоров газеты “Социалистик Татарстан”. В этой газете в 1924 году было напечатано его первое стихотворение “Рабкоры”. С той поры на страницах республиканских газет и журналов систематически печатались стихи, песни, поэмы X.Туфана. Наиболее значительными произведениями первого десятилетия были “Уральские эскизы”, “Между двух эпох”, “У последнего дворца”, “Бибиевы”, “Песня о Тимеркай”, “Знакомство”, “Клятва”, в которых поэт стремился отображать жизнь и трудовые будни рабочих, созидателей новой жизни.
В 1928-1930 годах Туфан совершил пешеходное путешествие по городам Поволжья, Средней Азии, Кавказа. Оно было предпринято по инициативе и с благословения Хади Такташа. “Мы, представители молодой татарской советской поэзии, считали своим святым делом запечатлеть в своих произведениях исторический момент зарождения новой жизни в нашей необъятной стране, утро своей Родины, показать переустройство жизни во всех ее сферах. Для этого нам, писателям, поэтам, необходимо было расширить горизонты наблюдения и видения жизни, жить одним дыханием с нашими современниками. Вот почему и “было предпринято нами не легкое, но чрезвычайно полезное путешествие по стране”,- рассказывает Хасан Туфан.
Первый сборник его стихов, изданный по инициативе Гумера Гали, Галимджана Нигмати и Хади Такташа, застает поэта в пути, в Ташкенте, где он уже на исходе своего путешествия тяжело заболел тропической малярией и лежал в больнице.
Во время путешествия поэт X. Туфан и его спутник журналист К.Зали хлеб насущный добывали физическим трудом. Поэт работал сезонным рабочим на цементном заводе, подсобным – на мельнице, каменщиком – на строительстве Большой грузинской дороги. “Заработанного едва хватало на скудный обед. Но зато духовной пищи нам не только не хватало, мы ее не успевали осваивать… Это нас радовало, морально поддерживало, вдохновляло на продолжение путешествия, несмотря ни на какие лишения и трудности”,- рассказывает Хасан Туфан.
За два года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Все интересное и важное, узнанное и увиденное записывал в дневник. Самый же главный итог путешествия, говорит поэт, в том, что его “сердце наполнялось приливом бесконечно дорогого живительного сока, имя которому – кипучая, бурлящая, многоликая жизнь моего народа, моей страны”.
В одном из своих значительных произведений, созданных непосредственно под впечатлением увиденного, после знакомства с трудовыми буднями братских народов, Хасан Туфан писал:
У нас различен лишь язык
(Полет же мыслей одинаков).
Его я понимать привык
И с полуслова, и с полузнака.
Казался раньше мне родным
Лишь говорящий по-татарски.
Своей деревни смуглый дым
Не променял бы я на царство.
Теперь на разных языках
Одно и то же говорим мы,-
Везде – в садах, степях, лесах –
Промчались трудовые гимны.
Различны наши имена,
Но мы собратья по идеям.
И завершает свое стихотворение словами: “Отец наш Ленин – мы же братья”.
Значительная часть произведений X. Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изданные в 1932, 1934 и 1936 годах: “Избранное”, “Песни наших дней”, “Песни”. Многие стихи Хасана Туфана 30-х годов вошли в хрестоматии, их знали наизусть.
Его военная и послевоенная поэзия отличается еще большей зрелостью и глубиной. В стихах военных и послевоенных лет, написанных поэтом жаром сердца, сильна тема народного счастья и связанная с ней тема беспредельной любви и преданности Родине. Неподдельно звучит его полное оптимизма стихотворение “Цветы уж распускают листья”, написанное в тяжелые годы войны. Поэт глубоко верит в победу над врагом. Хасан Туфан как истинный поэт проявляет огромный интерес к внутреннему миру человека. Отсюда его раздумья о смысле и ценности человеческой жизни – философская лирика, о юности и старости, о дружбе: “Откуда взял?”, “Что случилось сегодня с тобой?” и др.
В своем произведении, названном “Солнечное”, Туфан нарисовал картины природы родного края, показал светлую веру людей в свое будущее. В этом небольшом по объему философско-лирическом произведении каждое слово несет смысловую эмоциональную нагрузку. В этом одна из наиболее отличительных черт поэтического дарования большого художника Хасана Туфана.
В 1958 и 1960 годах в Казани, Уфе и Москве вышли сборники его стихов на русском, татарском, башкирском языках. Все лучшее, что создано поэтом более чем за сорок лет литературного творчества, вошло в его однотомник избранных произведений (1964). Поэт-ветеран, аксакал татарской советской поэзии и сегодня творчески активен, молод:
Я в строю, хоть уже ветеран.
Зря подумают: “Бедный Туфан”.
До последних земных моих дней
Волосам все сильнее седеть.
Только сердцу – всегда молодеть,
Только чувствам – кипеть горячей
До последних земных моих дней.
Член Союза писателей СССР с 1934 года.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов “Избранные произведения” (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

ИЗДАНИЯ КНИГ Х.ТУФАНА

На татарском языке: Избранное. Казань, 1964. 311 с. 10 т. экз. Избранное. Стихи. Песни. Поэмы. Казань, 1940. Избранное. Казань, 1932. 333 с. 3 т. экз. Сын деда Юкмыша. Поэма-сказка (Для мл. шк. возраста). Казань, 1966. 14 с. 28 т. экз. Песни и стихи. Казань, 1958. 215 с. 3 т. экз. Стихи. Поэмы. Казань, “Яналиф”, 1929.
На русском языке: Стихотворения. М., “Сов. писатель”, 1958. 170 с. 5 т. экз.
На башкирском языке: Из тетради сердца. Уфа, 1960, 208 с. 5 т. экз.

О нем
На татарском языке: Гали Г. Избранные произведения. Казань, 1958. с. 310-316. Нигмати Г. Избранные произведения. Казань, 1958. с. 202-224.
На русском языке: Мустафин Р. Литературные портреты. Казань, 1966. с. 35-55.

Полезные ссылки:
Светлый поэтический образ прошлого века
Материал из Википедии – свободной энциклопедии
Дом – музей Хасана Туфана
Любовь к буре (Хасан Туфан)
Хасан Туфан, приверженный правде
Кто есть кто
Поэзия Хасана Туфана 60—80 гг. XX века
Лирический герой Хасана Туфана
Сайты на татарском языке:
Хәсән Туфан