Писатели Татарстана. Галиасгар Камал

ГАЛИАСГАР КАМАЛ

ГАЛИАСГАР КАМАЛРодился 6 января 1879 года в Казани, в семье кустаря. Умер 16 июня 1933 года.

Большие литературно-творческие способности, основанные на духовной близости с народом, выдвинули Г.Камала в ряды выдающихся писателей многонациональной советской литературы.
Образование Г.Камал получил в медресе Мухаммадия в 1894-1900 годах. Накануне революции 1905 года широко развертывается просветительская деятельность Г.Камала. В 1901 году он выпускал нелегальную газету “Тараккый”, организовал издательство татарской литературы “Магариф китапханәсе”, внесшее значительный вклад в духовное формирование народа с помощью печатного слова. В 1901 -1905 годах занимался книжной торговлей. В 1906 году Г.Камал сотрудничал в газете “Азат”, издавал и редактировал демократическую газету “Азат халык”, на страницах которой печатались статьи революционеров-демократов Хусаина Ямашева, Гафура Кулахметова. В 1903 году были изданы его сатирические рассказы “Благочинный Сабир”, “Потускневшее золото”.
Г. Камал использовал периодическую печать для борьбы с буржуазными националистами, гневно изобличал стремление буржуазии подчинить интересы народа своим корыстным целям, выступал против лживой проповеди “единства нации”. Он сотрудничал в первой татарской газете “Казан мәхбире”, большую роль сыграл в издании сатирических журналов “Яшен”, “Ялт-йолт”. Его вдохновителем и активным участником в этом деле был Г.Тукай.
Литературно-творческая деятельность Г.Камала приобретает широкий размах в период революции 1905 года.
Галиасгар Камал принимал активное участие в организации труппы “Сайяр”, оказывал ей практическую помощь и как актер и как драматург. Под впечатлением исторических событий первой русской революции в 1907-1911 годах написал значительную часть своих произведений: “Несчастный юноша” (1907), “Первый театр” (1908), “Ради подарка” (1909), “Банкрот” (1912), “Тайны нашего города” (1913) и др.
Представитель критического реализма в татарской литературе, писатель-демократ Г.Камал резко бичевал душителей народа – баев, купцов, чиновников и мещан. Обличая их паразитическую жизнь, писатель выступал тем самым против социального неравенства. Значительное место в творчестве Г. Камала занимает разоблачение религиозных предрассудков, ханжества, эгоизма и корыстолюбия мулл и муэдзинов, обманывающих и грабящих народ. Габдулла Тукай, высоко оценивая творчество Г.Камала, в 1910 году писал: “Еще много лет тому назад, на заре своей юности, я горячо полюбил произведения Галиасгара-эфенди. За последние годы на сцене все чаще и чаще вижу новые его пьесы, восхищаюсь их необыкновенными достоинствами…”
Драматургия Г.Камала пронизана идеями свободы и равноправия женщины. Его глубоко волновали проблемы брака и семьи, судьба обманутой женщины, обреченной на издевательства и рабскую зависимость от мужчины.
Г.Камал восторженно встретил Великую Октябрьскую революцию. В первые же дни после победы революции стал сотрудничать в большевистских газетах “Эшче”, “Эш”, “Кызыл байрак”, “Кызыл керәшче”, “Кызыл Армия”, В поэзии Г. Камал выступал преимущественно с политической сатирой. В годы гражданской войны его сатирические стихи и памфлеты призывали народ к поддержке и укреплению Советской власти: “Заря”, “Крепкий удар”, “Союзники, вперед”, “Соединяйтесь, пролетарии всех стран”, “Во-первых, во-вторых и в-третьих”. В советский период им написаны пьесы “Голубушка моя Хафизалям”, “Три жизни”, “Слепые мастера” и другие.
Велики заслуги Г.Камала и в борьбе против пантюркизма, он стойко стоял на позициях создания татарского национального литературного языка и в этом направлении сделал очень много.
Г.Камал один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Им переведены “Женитьба”, “Ревизор” Н.В.Гоголя, “Гроза” А.Н.Островского, “На дне” А.М.Горького”, “Дочь Индии” Рабиндраната Тагора, “Несчастное дитя” Намика Кемеля.
Переводческая деятельность оказала благотворное влияние на все творчество Г.Камала. Оно развивалось под непосредственным влиянием А.Н.Островского и А.М.Горького. Во второй вариант своей пьесы “Несчастный юноша” драматург включил песни из пьесы Горького “На дне”, да и по содержанию пьеса во многом родственна горьковской тематике.
Г.Камала по праву считают отцом татарской советской драматургии. Не случайно Татарский государственный академический театр носит имя своего основателя – Г.Камала. За выдающиеся заслуги в области драматургии в 1924 году Г.Камалу было присвоено почетное звание Героя труда, а в связи с 20-летием татарского театра – звание народного драматурга ТАССР.

ИЗДАНИЯ КНИГ Г. КАМАЛА
На татарском языке: Собрание сочинений. Казань, “Яналиф”, т. I, 1920. 178 с. 5 т. экз. т. II. 1931, 180 с. 5 т. экз. Сочинения в 2-х томах. Казань, т.1. Драматические произведения. 1898-1933. 1950. 440 с. 10 т. экз. т.2. Стихи, проза, публицистика. 1951. 296 с. 10 т. экз. Сочинения. Казань, 1935, 573 с. 5 т. экз. Сочинения в 2-х томах, т.1. 1929. (Вступит, статья Ф. Сейфи-Казанлы). Казань, 178 с. 5 т. экз. т.2. 1930. 159 с. 5 т. экз. Избранные произведения. Казань, 1942. 388 с. 3 т. экз. Избранные произведения. Казань, 1938. 534 с. 10 т. экз. Воспоминания. (Для средн. и старш. шк. возраста). Казань, 1954, 36 с. 5 т. экз. Декламации. Казань, 1954, 32 с. 3 т. экз. Изд.: в 1921 г. Банкрот. Комедия. Казань, 1953. 64 с. 10 т. экз. Первый театр. Комедия. 1953. 28 с. 10 т. экз. Изд.: в 1939, 1928 гг. Ради подарка. Комедия. Казань, 1934. 23 с. 20 т. экз. Три жизни. Пьеса. Казань, 1933. 39 с. 5 т. экз. Голубушка моя Хафизалям. Комедия. Казань, 1929. 36 с. 4 т. экз. Женился… зачем женился. Комедия. Казань, “Миллят”, 1918. 32 с. Соперница. Комедия. Казань, “Миллят”, 1918. 15 с.
На русском языке: Банкрот. Комедия. Казань, 1944. 12 с. 2 т. экз. . (Тат. отд. Всероссийского театр, об-ва). Пьесы. Казань, 1940. 66 с. 12 т. экз. Первое представление. Комедия. Казань, 1939. 32 с. 3 т. экз.

О нем
Камал Г. Альбом. (Вступит, слово Г.Кашшафа). Казань, 1941. 112 с. 3 т. экз. Камал А. Страницы прекрасной жизни. Рассказ о Галиасгаре Камале. Казань, 1958, 80 с. 6 т. экз. Камал А. Народный драматург Г.Камал. Биографический очерк. Казань, 1950. 64 с. 5 т. экз. Гали М. Г.Камал. Жизнь, творчество, его место в татарской литературе и культуре. Казань, 1941. 159 с. 5 т. экз. Сейфи-Казанлы. О двух классиках. (Ф.Амирхан и Г.Камал). Казань, “Яналиф”, 1929. 84 с. 3 т. экз. Татарский государственный академический театр им. Г.Камала. Сост. и авт. вступит, статьи X.Кумысников. Казань, 1957. 175 с. 11 т. экз. Хисматуллин X. Галиасгар Камал.- В кн.: Халит Г., Хисматуллин X., Гиззат Б. Татарская литература в начале XX века. Казань, 1954. с. 196-234. Хисматуллин X. Драматургия Г.Камала. 1879-1933. (Дооктябрьский период). Автореферат на соискание ученой степени. Казань, 1949. 15 с. (Каз. гос. университет). На русском языке.

Полезные ссылки
Казанские Истории
Из Татарской энциклопедии

ПИСАТЕЛИ

Поделись этим!