На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Великий баталист (к 170-летию со дня рождения известного художника В.В.Верещагина)

"Верещагин не просто художник, а нечто большее"
И.Крамской

26 октября 2012 года исполняется 170 лет со дня этого рождения известного русского художника Василия Верещагина. Две основные темы в искусстве определили славу этого художника - картины на военные темы и произведения, навеянные жизнью народов Востока. Будущий мастер батальной живописи родился в 1842 году в городе Череповце в дворянской семье. Его раннее детство прошло в имении отца в лесном краю на берегу реки Шексны. Родители хотели, чтоб он стал военным и отдали в кадетский корпус. Военное воспитание сказалось на взглядах и характере Верещагина. Учился он хорошо и даже окончил его с отличием.
Еще в детстве у него проявилась страсть к рисованию. Учась в Петербурге, он с удовольствием посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников. Во время учебных заграничных плаваний Василий Верещагин убедился, что морская служба ему не по душе. Он хотел стать художником. Верещагин вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где учился с исключительным усердием. Летом 1863 года он оставил Академию и отправился путешествовать по Кавказу. Продолжая учиться, но теперь уже на натуре, он, по собственным словам, "с остервенением" занимался рисованием. Осенью 1864 года Василий Верещагин уехал в Париж и благодаря своим кавказским рисункам поступил в мастерскую известного автора "восточных" картин Жана Луи Жерома. Французская школа оказала немалое воздействие на раннее творчество Верещагина, на характерную "смесь" академизма, натурализма и реализма.
Побывав на родине в 1866 году, Верещагин был потрясен увиденными на реке Шексне бурлаками и решил написать на эту тему картину, но судьба распорядилась иначе: ему неожиданно представился случай поехать в Среднюю Азию, где Россия вела в ту пору свои завоевания.
Именно в Туркестане начался новый этап его жизни, пришла пора зрелости творчества. Для своей поездки в недавно завоеванные места Верещагин определился на службу художником в чине прапорщика при генерал-губернаторе К.П.Кауфмане. Он жил в Самарканде, Ташкенте, Коканде, среди кочевников в киргизских степях., изучал нравы, традиции и обычаи восточных народов, порой жестокие. Для Верещагина Восток был открытием нового мира. Именно Туркестан раскрыл его способности живописца. Художник создал многочисленные пейзажи, в которые включал сцены повседневной жизни или архитектурные мотивы. В восточной архитектуре Верещагин остро прочувствовал выразительность силуэтов, изощренность декора, изысканность орнамента. Особенно удался ему цикл изображений Самарканда - мавзолея Гур-Эмир, фамильной усыпальницы Тимуридов, средневекового ансамбля Шах-и-Зинда, медресе, мечетей (картины "Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде", "Двери Тимура (Тамерлана)", "Медресе Шир-Дар на площади Регистан"). С интересом Василий Верещагин работал и над образами - типами местного населения. Ему хорошо удавались образы детей. Художник подмечал массовый характер нищеты, связь бедности с попыткой иллюзорного бегства от нее, трагедией наркомании (картины "Опиумоеды", "Политики в опиумной лавочке"). Он писал женщин в парандже, олицетворявшей для европейца многовековое женское бесправие.
Центральное место в Туркестанской серии заняли циклы произведений, связанных с военной темой. Василий Верещагин испытал сильнейшее потрясение от встречи с реальностями войны. Например, на картине картина "Апофеоз войны" художник изобразил груду черепов - восточный полководец показывал триумф своей победы. В то же время это самый антивоенный плакат всех времен и народ. Это всегда страшный итог войны!
Он принимал участие в военных действиях, защищая Самаркандскую цитадель (картины "Смертельно раненый", "Забытый"). За проявленную исключительную храбрость художник был награжден Георгиевским крестом, которым очень гордился. В. Верещагин писал картины циклами, постепенно разворачивая повествование: "Окружили - преследуют", "Туркестанский офицер, когда похода не будет", "У крепостной стены. "Пусть войдут!", "Торжествуют".
Неутомимый путешественник, В.В.Верещагин в 1874 году, а потом в 1882-83гг. совершил путешествие в Индию. Большинство его живописных работ, созданных в Индии, полны солнечного света, декоративны ("Гималаи вечером", "Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх", "Горный ручей в Кашмире"). Верещагина волновали краски индийского неба, ослепительно белые вершины гор. Художник писал и архитектуру Индии, ее декоративные особенности ("Мавзолей Тадж-Махал", "Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауран-Зеба в Дели", "Посмертные памятники в Ладакхе"). В картинах Верещагина отражено и этническое своеобразие населения Индии, костюмы, украшения ("Священник парс", Буддийский лама на празднике в монастыре Пеминчи").
В 1877 году Александр II объявляет войну Турции. Верещагин выезжает в действующую армию, чтобы быть свидетелем основных событий войны. Он находился в отряде генерала Скобелева, участвовал с войсками во взятии деревни Шейново на Шипкинском перевале, входил в состав комитета, который вел переговоры с турецкими парламентерами. Часть зарисовок и этюдов, сделанных на войне с риском для жизни, погибла,. Другую часть он использовал для создания Балканской серии ("Пикет на Дунае", "Шпион", "Пикет на Балканах", "Побежденные. Панихида"). Главная идея Балканской серии - призыв к антимилитаризму. Война - это трагическое бедствие, обрушавшееся на массы людей.
Балканская серия была показана за рубежом, зрители признали умение художника безбоязненно поднимать и убежденно решать в искусстве важные проблемы современной жизни. В высших же кругах России сложилось мнение о Василии Верещагине как о художнике неблагонадежном и его картины предпочли не покупать.
В конце 80-х годов Верещагин посетил США, где его ждал большой успех. Там же он задумал написать серию картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Через всю серию Верещагин провел две основные идеи: он стремился показать самоотверженность и героизм защиты Отечества русской армией, партизанами, простыми безвестными людьми и развенчать Наполеона как честолюбца и жестокого полководца, потерпевшего крах в России, где война приняла народный характер. За семнадцать лет работы над серией он создал двадцать картин. Среди них: "Конец Бородинского боя", "Перед Москвой в ожидании депутации бояр", "С оружием в руках - расстрелять!". В картине "Не замай! Дай подойти!" передана героика партизанского движения, героизм и самоотверженность простых крестьян. Впечатляет полотно "На большой дороге. Отступление", где художник отобразил бесславный уход из России остатков наполеоновских войск. Спокойная ясная красота русской земли в солнечный зимний день противопоставлена шествию потрепанных, замерзающих французов.
Военные события начала XX века снова пробудили энергию уже немолодого живописца. Как только было объявлено о начале русско-японской войны, Верещагин стал собираться в поездку к месту боевых действий. Прибыв на Дальний Восток, он делал зарисовки Курильских островов, своеобразной природы этого края.
Через месяц после начала военных действий Василий Верещагин погиб при взрыве на японской мине броненосца "Петропавловск", выходившего в открытое море из Порт-Артура. В момент взрыва. Верещагин, по свидетельству спасшегося сигнальщика, находился на капитанском мостике рядом с адмиралом Макаровым и что-то рисовал в свой блокнот. Его трагическая кончина "на боевом посту" художника-баталиста вызвала множество откликов. В том же году, 1904 году, состоялась посмертная выставка произведений В. Верещагина, которая впервые подвела итоги его творчества. Дальше началась уже жизнь его произведений как художественных памятников русского реализма второй половины XX-начала XIX века.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.