На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Светоч души и сердца" (к 70-летию со дня рождения художника Константина Васильева)

"Сколько в картинах Васильева поэзии,
любви к природе, изумительной музыкальности,
и с каким чудесным живописным мастерством
он умел все это выразить!"

Н.А.Бенуа
3 сентября 2012 года исполняется 70 лет со дня рождения известного художника Константина Алексеевича Васильева, жизнь и деятельность которого тесно связаны с Татарстаном.
К.Васильев прожил всего тридцать четыре года. Его творческий и жизненный путь был нелегок. Это и горечь непризнания официальных властей, зависть коллег, невозможность устраивать творческие выставки. Только в конце жизни оказалось, что путь открыт. Но случилась трагедия. Сейчас картины мастера нашли своего зрителя; выставки его работ становятся событием в жизни города; организованы три музея К.Васильева (в Казани, Москве, поселке Васильево).
Чтобы понять внутренний мир человека, непременно надо коснуться питавших его корней. Отец художника, Алексей Васильев, родился в семье питерского рабочего, был участником трех войн. Слыл человеком большого ума, эрудиции. Мать Константина Васильева, Клавдия Парменовна, выросла в интеллигентной семье, любила музыку, художественную литературу, привила эту любовь впоследствии сыну. Перед Великой Отечественной войной семья Васильевых жила в Майкопе, где и родился художник. Город в то время был оккупирован фашистами. Клавдия Парменовна жила верой в то, что ее муж вернется живым с войны. И он вернулся живым! После войны семья Васильевых переезжает сначала в Краснодар, затем в Казань, а потом в поселок Васильево, который привлек их своей тишиной и природой.
С раннего детства Костя начал рисовать. Часто в отрочестве он предпочитал карандаши и краски играм и развлечениям. В 1954 году был объявлен набор одаренных детей в специальную школу при Художественном институте имени В.Сурикова в Москве. Костя послал туда несколько своих рисунков и был принят. Учась в школе, К.Васильев много времени проводил в Третьяковской галерее, делая зарисовки и копии. Но художественную школу Костя не окончил, так как там требовалось строгое соблюдение правил соцреализма, а не собственные интерпретации и поиски. На семейном совете было решено продолжить учебу в Казани.
Константин поступает на второй курс театрально-декорационного отделения Казанского художественного училища. Учился Васильев увлеченно и старательно. Именно в годы учебы он раскрылся как неординарный график. Он создал портреты композиторов как фрагменты их застывшей музыки. Дипломной работой были эскизы к опере Н.Римского-Корсакова "Снегурочка". После окончания училища Константин Васильев работал учителем в Васильевской художественной школе, затем устроился художником-оформителем на Васильевский лесокомбинат. Работа была мало творческая, поэтому всю свою фантазию, творческий потенциал, талант Константин Алексеевич реализовывал дома, когда по ночам писал свои картины.
Он во многом был неординарным человеком, часто имел неожиданные увлечения и экспериментировал в самых разных областях. Одно время он работал над созданием "конкретной музыки". Художник искал ее в природе, в звуках вещей, приобретал записи птичьих трелей. Потом все это суммировал, обрабатывал, создавал своеобразные природно-музыкальные произведения.
Вообще Васильев очень любил классическую музыку, в его доме постоянно звучали записи Бетховена, Моцарта, Шуберта. Не прошел Константин Алексеевич и мимо поэзии. Было время, когда он все свои работы сопровождал стихами. Приступая к созданию произведения, Васильев накапливал в себе типы, характеры, формы, а потом только брался за кисть. Художник не любил писать при посторонних, не хотел, чтобы кто-то наблюдал за процессом его творчества. Писал он чаще всего ночью, с учетом золотого сечения. Бывало, что картины рождались удивительно быстро: работа "Жница" была написана за одну ночь. Часто художник создавал несколько вариантов на один сюжет, находя наиболее желаемое. Хотя семья Васильевых жила очень скромно, Константин Алексеевич никогда не продавал своих творений, часто дарил их друзьям, считая, что лучше отдать картину бесплатно, но только в хорошие руки. В последние годы жизни К. Васильев часто нуждался во встречах с настоящими, умными зрителями. Официальных выставок его работ было мало, но о талантливом, своеобразном художнике знали многие.
В октябре 1976 года в Зеленодольске была организована выставка картин художников района и города, где были и три работы К.Васильева. Вечером 29 октября было решено устроить обсуждение этих работ с присутствием автора. Константин Алексеевич в этот вечер, собираясь в Зеленодольск, был в очень приподнятом настроении: открывались определенные перспективы, зритель узнал и понял его! Но этот вечер оказался последним в жизни талантливого художника: Константина Алексеевича сбил проходящий поезд. Друзья провожали художника из дома в последний путь под звуки траурного марша Вагнера "На смерть Зигфрида". Так, в тридцать четыре года, в расцвете творчества и таланта от нас ушел талантливый художник. Но Васильев будто предчувствовал, что жизнь его не будет долгой. За шесть лет до смерти в Москве цыганка нагадала ему короткий век - 33 года. Судьбе угодно было отсрочить исполнение печального приговора на год.
Картины К.Васильева можно разделить на несколько циклов. Работы художника военного цикла ("Прощание славянки", "Портрет маршала Жукова", "Парад сорок первого года" и др.) имеют окраску патриотического романтизма, веры в жизнь, в торжество добра и света.
Природа на картинах художника ("Лесная готика", "Осень", "Гуси-лебеди" и др.) говорит не только о себе, но и о жизни, чувствах Константина Алексеевича. Художник очень любил осень, щедрую многообразием красок, и, собрав ее черты-приметы, написал обобщенный образ этого времени года.
Константин Алексеевич любил русские былины, их яркий и образный слог, героические и сильные образы ("Рождение Дуная", "Плач Ярославны"), а также скандинавский и немецкий эпос ("Вотан - верховный бог скандинавов", "Валькирия над сраженным воином").
Художник на протяжении всей своей жизни писал автопортреты. Свой первый автопортрет он создал в подростковом возрасте. На автопортрете, датируемым 1970 годом, перед нами молодой мужчина в скромном черном костюме с внимательным и независимым взглядом.
Образ писателя Ф.Достоевского является сквозным в творчестве К.Васильева. Мастер ощущал в себе силу, способность воспринимать мир глазами великого писателя (Портрет Ф.Достоевского").
Образ матери, Клавдии Парменовны, также часто присутствует на полотнах мастера. Васильев использовал ее облик для воспроизведения русских женщин со своими канонами красоты: с большими голубыми глазами, толстой русой косой, величавых и несуетных ("Ожидание", "Жница").
Венцом творческого поиска Константина Алексеевича стала работа "Человек с филином", где символом мудрости явился образ человека-гиганта. В этой картине изображен сгорающий свиток с псевдоним художника "Константин Великоросс" и датой, ставшей годом его смерти - 1976 год. Свиток - это творческое горение художника. Только творческая мысль может достичь космических высот. Художник, завершив полотно, сказал: "Я теперь понял, что и как надо писать".




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.