На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Композитор-классик современности (к 85-летию композитора С.А.Губайдулиной)

24 октября 2016 года исполняется 85 лет со дня рождения Софьи Губайдулиной - одного из самых крупных и глубоких композиторов второй половины ХХ века. Ее творчество - органичное объединению искусства Запада и Востока.
С.Губайдулина родилась в городе Чистополе Татарской АССР. Ее отец - Асгат Губайдуллин, был инженером-геодезистом, мать - Феодосия Губайдуллина, педагогом. Дед Губайдуллиной был муллой, но занимал прогрессивные позиции, занимался образованием, в том числе образованием женщин, что, конечно, консервативные мусульмане не поощряли. Отец и мать Софьи не придерживались религиозных взглядов, но Софья с раннего детства была очень религиозной. Она выбрала православие.
Музыкальные способности Софьи проявились рано. Родители поняли, что дочь надо учить музыке. В 1932 году семья Губайдулиных переехала в Казань, через 3 года Софья поступила в музыкальную школу, затем в музыкальное училище. В 1949 году Губайдуллина была принята на фортепианный факультет Казанской консерватории.
В 1954-м году С.Губайдулина поступила в Московскую консерваторию на отделение композиции, в 1959 году продолжила музыкальное образование в аспирантуре. В 1961 году Софью Асгатовну принимают в Союз композиторов, а через год состоялся ее первый авторский концерт с исполнением Фортепианного квинтета, "Фацелии" и Чаконы для фортепиано.
В 1962 году Софья Асгатовна встретилась с композитором Дмитрием Шостаковичем. Дмитрий Дмитриевич укрепил ее веру в собственный музыкальный путь после того, как один рецензент раскритиковал чересчур, на его взгляд, мрачный колорит ее произведений. Официальная культурная политика того времени требовала от музыки мажорной тональности. Несмотря на то, что исполнению ее произведений чинились препятствия, Софья Асгатовна была верна своему индивидуальному стилю. На жизнь она зарабатывала сочинением музыки к кинофильмам. Всего она написала музыку к 25 кинолентам, включая хорошо известные мультфильмы "Маугли", "Кошка, которая гуляла сама по себе" и художественный фильм "Чучело".
В 1965 году С.Губайдуллина сочинила пять этюдов для арфы, контрабаса и ударной установки. В этих пьесах ярко ощутились характерные для творчества Софьи Асгатовны полифоничность и прозрачная ритмика. Она пробовала заниматься и электронной музыкой, хотя к этому музыкальному направлению у нее было критическое отношение. В кантатах "Ночь в Мемфисе" на тексты из древнеегипетской лирики и "Рубайят" на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма, написанных в конце 60-х годов, у композитора проявился интерес к философии и колориту Востока.
В 1975 году к С.Губайдуллиной пришло и международное признание: за симфонию "Ступени" она получила первую премию на Седьмом международном конкурсе композиторов в Риме. В этом произведении Софья Асгатовна удивительно тонко передала музыкальными средствами мир эмоциональных переживаний человека.
В Советском Союзе музыка С.Губайдулиной исполнялась мало, была известна только узкому кругу музыкантов, к ней недоброжелательно относился Союз композиторов. В 1979 году в докладе Т. Хренникова Софья Асгатовна была упомянута в "черном списке" 7 отечественных композиторов. Концертные исполнения произведений Губайдулиной были редкими, но приносили автору большой успех и нравились публике. В этом случае стоит отметить "Час души" - концерт для ударных инструментов и симфонического оркестра с солирующей певицей на стихи Марины Цветаевой, состоявшийся в 1981 году в Концертном зале имени Чайковского в Москве.
С годами Софья Губайдуллина все больше связывала свое композиторское творчество с религиозной тематикой. Большое влияние на нее оказал религиозный философ Николай Бердяев. Выдающимся по глубине музыкальной мысли и яркости звуковых открытий стало сочинение Губадулиной "Семь слов Христа" для виолончели, баяна и струнных, созданное в 1982году.
С.Губайдуллина все больше и больше сосредотачивалась в своем творчестве на ритме и форме. В симфонии "Звуки…смолкают…", созданной в 1986 году, Софья Асгатовна разработала новую ритмику, достигающую своей кульминационной точки в полнейшей тишине под ритмические дирижерские отсчеты. В том же году С.Губайдулина получила разрешение съездить в ФРГ, где с тех пор она часто бывала на исполнении своих произведений. В СССР Софья Асгатовна завоевала признание лишь в годы перестройки. Стремительно, в течение нескольких лет, она обретает мировую известность. На международном фестивале в США в 1988 году ее уже назвали гением. 60-летию композитора посвящались международный фестиваль в Турине (Италия), серии концертов в других странах мира.
В 1991 году Софья Асгатовна заключает брак с П.Мещаниновым, с которым была дружна много лет. Как теоретик музыки, он оказал значительное влияние на ее творчество. Через год они поселились в Германии, в Аппене под Гамбургом. По словам Губайдулиной, здесь она нашла возможность осуществить свою давнюю мечту - жить в полной тишине.
В 2000 году композитор завершила навеянное христианской тематикой произведение "Аллилуйя" для хора, детского сопрано, органа и оркестра. Самым значительным празднеством в честь композитора, прошедшем в 2001 году, стал фестиваль ее творчества в Москве и Казани.
В 2005 году Софья Асгатовна совершила мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани. В 2011 году в Казани прошли торжества в честь 80-летия Губайдуллиной. Софья Асгатовна была объявлена почётным гражданином столицы Татарстана.
В 2011 году при личном участии Софьи Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки "Конкордия", где выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. В Казани также проводится международный конкурс пианистов имени С.Губайдулиной, действует Центр современной музыки, расположенный в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы.
Софья Асгатовна планирует приехать в Казань в дни празднования ее 85-летия. Понятно, что отношение к Казани у нее особенное, это город ее детства и юности, место, где она сформировалась как музыкант, где почувствовала, что она будет композитором. Как говорит сама Софья Асгатовна: "Без казанского периода композитора бы из меня не получилось".

При подготовке материала была использована книга:
100 композиторов ХХ века /пер. с немецкого Е.Розовской: "Урал LTD", - 1999. - 209с. Издание находится в фонде зала визуальных искусств ГБУК РТ "Республиканская юношеская библиотека".




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.