На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Жизнь, выраженная в звуках" (к 145-летиюсо дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина)

"Искусство может переживать времена упадка,
но оно вечно, как сама жизнь".
Федор Шаляпин

Фёдор Иванович Шаляпин - русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве: "прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство". Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани в семье мелкого чиновника. Отец его служил архивариусом в уездной земской управе. А мать была подёнщицей.
Жила семья очень бедно, и сам Шаляпин вспоминал своё детство как полуголодное. Ни о какой гимназии смышлёному мальчику мечтать не приходилось. Очень рано родители отдали его учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Но затем отцу всё-таки удалось устроить сына в 6-е городское четырёхклассное училище, которое Федя окончил с похвальной грамотой. После чего отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, потом к ростовщику, и после этого в судебную палату. Но Шаляпину совсем не нравилось быть писарем, поэтому он ни на одном месте долго не задерживался.
Фёдор Шаляпин с детства обладал красивым голосом. Сосед научил его азам нотной грамоты, и Шаляпин стал петь в церковном слободском хоре. В 1883 году он в первый раз попал в театр. В тот знаменательный день давали "Русскую свадьбу" П. П. Сухонина. Посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. Он стремился попасть сюда едва ли не на каждый спектакль.
М.Горький и Ф.Шаляпин.
Совсем юным он нанимается в увеселительный хор Серебрякова, где происходит его встреча с Максимом Горьким. Горького в хор на тот момент приняли, а Шаляпина нет. Не познакомившись друг с другом, они расстаются. Однако позднее в Нижнем Новгороде в 1900 году они подружатся на всю жизнь. Поступление в 1889 году в драматическую труппу В. Б. Серебрякова Шаляпин считал началом своей артистической карьеры. Вначале на должность статиста. В 1890 году голос вернулся к Шаляпину в виде чудесного баритона, и его приняли в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского. Дебютной вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия в комической опере "Певец из Палермо". Юноша так хорошо справлялся с доверенными ему партиями, что вскоре Шаляпину стали поручать сольные партии. После завершения сезона Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача. Объехал с ней города Урала и Поволжья, а потом оказался в Средней Азии. В 1892 году в Баку Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля и выступил в нескольких спектаклях. Но труппа распалась. Оставшийся без денег, Шаляпин с трудом добрался до Тифлиса и перебивался случайными заработками, пока не устроился писцом в управление Закавказской железной дороги. Фёдору повезло - на него обратил внимание знаменитый тифлисский учитель пения Усатов, который, видя в юноше огромный талант, взялся заниматься с ним бесплатно и даже выхлопотал своему ученику не большую стипендию.
29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере "Евгений Онегин", в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин - хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
В доме учителя за обедами Федя научился хорошим манерам, которые пригодились ему в будущем. Шаляпин на всю жизнь сохранил в своём сердце искреннюю благодарность и любовь к своему учителю. Фёдор выступал в концертах, организуемых Тифлисским Музыкальным кружком, а затем в 1893 году его пригласили Тифлисский оперный театр, и он стал выступать на профессиональной сцене. Репертуар его расширился до 12 партий из различных опер. Публика была в восторге от молодого певца, особенно потрясающе он пел в роли Мельника из "Русалки" и Тонио из "Паяцев". В 1894 году, поправив своё материальное положение, Шаляпин отправился в Москву, в надежде попасть в Большой театр. Но, увы, это ему не удалось, и он устроился в оперную труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра "Аркадия" в Новой деревне. Так Шаляпин оказался в столице Российской империи, но, к сожалению, через два месяца театр Петросьяна разорился, и Шаляпин там же в Петербурге вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра. Вскоре его заметили, и в 1895 году с ним заключила контракт на 3 года дирекция Мариинского театра. Сначала Шаляпин пел на вторых ролях, но в апреле 1896 года он спел партию Мельника в "Русалке", заменяя заболевшего баса, публика и критика пришли в восторг, о нём стали писать в газетах - и Шаляпин стал известным. Летом он получил приглашение выступить на Нижегородской ярмарке в частной оперной труппе известного русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который задумал создать чисто русский оперный театр и для осуществления этой цели, пригласил лучших певцов и музыкантов из столицы. Осенью Мамонтов предложил Шаляпину оставить Мариинку и перейти в его оперу, которая вот-вот должна была начать выступать в Москве. Зарплата, которую предложил Фёдору Ивановичу Мамонтов, втрое превышала его зарплату на казённой сцене, и Шаляпин согласился.
Дебютной партией Шаляпина в Москве была партия Сусанина в опере Глинки. Не меньший успех принесло ему исполнение партии Мефистофеля в "Фаусте". А после исполнения партии Ивана Грозного в "Псковитянке" Римского-Корсакова слава просто обрушилась на Шаляпина. И, можно сказать, уже не покидала его, какие бы партии он ни исполнял - Досифая в "Хованщине" Мусоргского, Варяжского гостя в "Садко" Римского-Корсакова, Олоферна в "Юдифи", Сальери в "Моцарте и Сальери". Говорят, что особенно потрясающим было исполнение Шаляпиным роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов" Мусоргского. Критики писали, что с появлением в репертуаре партии Годунова Шаляпин был признан первым оперным певцом России. Дирекции императорских театров, не жалея денег, соревновались за право заполучить Шаляпина на свою сцену. В 1899 году Шаляпин подписал трёхлетний контракт с Большим театром. Летом 1898 года Фёдор Иванович женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги.
Ф.И. Шаляпин с супругой Иоле Тарнаге.
Шаляпин был известен не только в России, но и за рубежом. В 1900 году он получил приглашение от Миланского театра LaScala исполнить партию Мефистофеля в одноименной опере Бойото. Готовясь к этим гастролям, Шаляпин занимался итальянским языком, тщательно продумывал образ и костюм Мефистофеля. Его выступление состоялось 16 марта 1901 года, зрители были потрясены, и восторженные аплодисменты не прекращались. На следующее утро Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. И после этого он совершал зарубежные гастрольные поездки практически ежегодно.
В 1908 году Дягилев привёз в Париж целый оперный спектакль - "Бориса Годунова" с Шаляпиным в заглавной партии. В 1910 году французский композитор Массне специально для Шаляпина написал оперу "Дон Кихот". Революцию Шаляпин встретил благожелательно. В апреле 1918 года он вернулся в Мариинский театр. В ноябре 1918 года постановлением Совнаркома ему было присуждено звание народного артиста. В 1919 году Шаляпин вошёл в состав дирекции театра и практически стал его художественным руководителем.
До 1920 года он пел только в России, борясь в многочисленными "шариковыми", которые требовали выбросить оперу за борт, как буржуазный пережиток прошлого. В 1920 году Шаляпин возобновил зарубежные гастроли, которые имели потрясающий успех. В апреле 1922 года Шаляпин ненадолго приезжал в Питер. А потом эмигрировал во Францию и поселился в своей квартире в Париже. В 1927 году советское правительство лишило Фёдора Ивановича звания народного артиста.
Шаляпин тем временем гастролировал по всему миру, а в 1932 году снялся в звуковом фильме "Дон Кихот", который посмотрели миллионы зрителей во многих странах мира и который стал заметным явлением киноискусства. Мировая слава Шаляпина росла с каждым годом. Люди готовы были покупать билеты за баснословную цену, лишь бы услышать и увидеть Фёдора Ивановича. Но в 1936 году стало ухудшаться здоровье Шаляпина. Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и лишь в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки были перенесены на Новодевичье кладбище Москвы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников: http://kstolica.ru/publ/zhzl/bessmertnyj_bas_fjodor_shaljapin/20-1-0-457

Дорогие друзья!
В фондах Республиканской юношеской библиотеки вы найдете книги о творчестве Фёдора Ивановича Шаляпина, а также грампластинки с его исполнением.
Приходите, мы вас ждем!


Источники:
1. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа / Фёдор Шаляпин; [предисл."Завет и исповедь" Б. А. Покровского]. - Москва : Вагриус, 1997. - 319 с., 16 л. ил. - (Мой 20 век)..
2. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни / Ф. И. Шаляпин; [вступ. ст., коммент.Ю. Котлярова]. - Ленинград : Музыка, 1990. - 352 с., 8 л. ил. - Библиогр. в примеч.: с. 325-351. 3. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни; Маска и душа : [автобиогр. повести] / Фёдор Шаляпин; [сост., вступ. ст., коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского]. - Москва : Кн. палата, 1990. - 463 с., 16 л. ил. - (Популярная библиотека. Дневники. Мемуары. Свидетельства). - Указ.имён: с. 435-462. - Содерж. также: Из писем и воспоминаний современников о Ф.И. Шаляпине.
4. Шаляпин, Ф. И. Искусство Ф.И.Шаляпина [Звукозапись] : Антология / Исполн.Ф.И.Шаляпин. - М. : Мелодия, 1978. - 10грп.(520мин.). - Комментарий об исполнителе. - Архивные записи. - На русском,английском,французском и немецком языках. - Содерж: Ах ты, солнце красное. Ария Руслана Стансы Нилаканты. Не осенний мелкий дождичек. Лучинушка. Солнце всходит и заходит. Зашумела, разгулялась. Монолог. Пимена. Рассказ Пимена. Не плачь, дитя. На воздушном океане. Блоха. Ноченька. Ария неизвестного. Не велят Маше. Солнце всходит и заходит. Ария Филиппа. Ария Коллена. Сцена у храма. Сцена Мефистофеля. О, если б мог выразить в звуке. Сомнение. Каватина и ария. Дон Альфонсо. Воззвание. Былина о царе Иване Васильевиче Грозном. Былина об Илье Муромце. Было у тёщеньки семеро зятьев. Прощальное слово. Ода Сафо. Вакхическая песня. Марсельеза. Заклинание цветов. Сцена у церкви. Ария Филиппа. Речитатив и каватина. Дон Сильвы. Ария Оровезо. Последний рейс моряка. Соловей. Эх ты, Ванька. Ночной смотр. Рог. Старый капрал. Двойник. Сомнение. Слепой пахарь. Трепак. Прощай, радость. Очи черные. Элегия.
5. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни / Ф.И. Шаляпин. - Киев : Гос. изд-во изобраз. искусства и муз. лит., 1956. - 215, [2] c., [1] л. портр.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Давайте дружить тут:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.