На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Дочь Серебряного века (к 125-летию со дня рождения З.Е.Серебряковой)

"Искусство - это обязательно поиск прекрасного.
Зачем же я буду показывать в человеке
что-то уродливое, злое?
Мне гораздо интереснее то доброе и красиво,
что в нем заложено"

З.Серебрякова


От составителя
Изобразительное искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Общение с прекрасным особенно важно для молодежи, так как оно обогащает мышление, способствует сопереживанию, побуждает к творческому мышлению. Знакомство с жизнью и творчеством известных художников.
Предлагаем Вашему вниманию методические материалы и рекомендации, посвященные 125-летию со дня рождения Зинаиды Серебряковой - мастера живописи, где "с редкой силой обнаруживается основная, самая чудесная стихия творчества, то волнение, радостное, глубокое, сердечное, которое все создает в искусстве и которым только и можно истинно чувствовать и любить мир и жизнь".
Используя эти материалы, вы сможете провести беседу с читателями, оформить книжно-иллюстративную выставку, турнир юных эрудитов-искусствоведов.

Самобытное слово в искусстве


Женщина всегда была символом прекрасного, объектом искусства, моделью, но кто та первая представительница "слабого пола", которая сумела преодолеть вековые предрассудки, взяла кисть живописца? Документы конца XVI века донесли до нас имя Сюзанны Кур. Существует, впрочем, мнение, что чуть раньше в Италии жила и творила другая художница - Софониоба Антуисола, исполнявшая портреты и мифологические композиции.
Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой - значительное явление в русской художественной культуре XX века. Она рано осознала себя художницей и очень быстро созрела как большой и оригинальный мастер. Этому способствовали условия, в которых Зинаида росла и воспитывалась.
З.Серебрякова родилась 30 ноября 1884 года в имении Нескучное в семье известного скульптора Евгения Лансере. Нескучное - имение ее отца, расположенное в Курской губернии, недалеко от Харькова. Про семью Бенуа-Лансере говорили, что в ней все родились с карандашом в руке. Глава рода повар-кондитер Луи Бенуа в 1794 году бежал от Французской революции в Россию, покорил своим карандашным искусством двор императрицы Екатерины, крестился в православие Леонтием Николаевичем, родил 18 детей, 10 из которых были также многодетны и талантливы. Другой прадед - Альберт Кавос, потомок венецианцев, оставил в России след, построив Большой и Мариинский театры в Москве и Петербурге. По матери Зинаида была внучкой архитектора Н.Бенуа. Ее старший брат Евгений и дядя Александр Бенуа уже в годы юности будущей художницы приобрели широкую известность как живописцы. Прекрасно рисовала и мать Зиночки.
Когда Зине было 2 года, от чахотки умер ее отец. Мать будущей художницы покинула Нескучное, уехала в Петербург вместе с шестью детьми. Она поселилась в доме своих родителей - знаменитом доме Бенуа, который находился рядом с Морским собором и Мариинским театром. В доме имелась неплохая коллекция картин и гравюр, богатая библиотека. На становление и развитие таланта З.Серебряковой исключительное влияние оказала жизнь в многолюдной семье Бенуа. Здесь все жили духовными интересами. Юная Зинаида постоянно слышала разговоры о высоком назначении искусства. Члены семьи постоянно рисовали, посещали Эрмитаж, выставки, театры. Живя в Петербурге, Зинаида очень любила ходить в художественные музеи. Подходя к картинам Рубенса, Зина обычно роняла на пол платок, чтобы встать перед этими творениями на колени.
В Петербурге Зинаида поступила в Коломенскую женскую гимназию. В 1899 году мать Екатерина Николаевна вместе с младшими детьми вернулась в Нескучное. Зине было тогда пятнадцать лет, и она влюбилась в этот край, ширь безбрежных полей, живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц. Мать очень рано угадала в девочке талант художницы и восторгалась ее набросками.
До шестнадцати лет, в гимназии, Зина рисовала совершенно стихийно. Окончив гимназию в Петербурге, она поступила в Художественную школу, где преподавал И.Е.Репин. Ее рисунки уже тогда отличались твердостью штриха, уверенностью руки. Зина хорошо рисовала темперой, гуашью, акварелью, маслом. Много впечатлений дало в путешествие с матерью по Италии.
Вернувшись из-за границы, Зинаида буквально поселяется в залах Эрмитажа, копируя полотна мастеров эпохи Возрождения. "Я не могла оторваться от этих картин, напоенных ароматом жизни природы, любви, одухотворенность. Лиц, верой в человека, а, оторвавшись, вглядывалась в лица родных и знакомых, в свои первые модели, в которых неизменно находила желанные черты: красоту, ум, благородство", - вспоминала позже художница,
Этому правилу З.Серебрякова останется верна всю жизнь. В эпоху, когда утонченные, в шикарных туалетах и "шляпах с траурными перьями" прекрасные дамы курили пахитоски, а их кавалеры нюхали кокаин, упивались шампанским и разговорами о трагических судьбах России, Зинаида Серебрякова скромно писала пейзажи, поля, жатву, детей, крестьянских мадонн.
В юности Зинаида не очень легко сходилась с людьми, была даже немного диковатой. Однако со своим двоюродным братом Борисом, который тоже часто бывал в имении Нескучное, подружилась очень быстро. Молодые люди понимали друг друга с полуслова. Борис учился на инженера-путейца. Он стал первой и единственной любовью Зинаиды. Борис носил за ней мольберт и краски, смотрел на нее счастливыми глазами. Молодые люди решили пожениться, но для заключения брака были сложности: православная церковь не приветствовала близкородственных браков. Пришлось отыскать "доброго пастыря" в дальней деревеньке, который за 300 рублей, что немало по тем временам, согласился освятить их брак. В 1905 году Зинаида и Борис поженились.
Медовый месяц молодые провели в Париже, где посещали музеи, художественные выставки. Зинаида, вдохновившись увиденным, много рисовала. В 1906 году у них родился первенец - сын Евгений. Впереди были счастье, работа, любовь.
Летом Зинаида часто приезжала в Нескучное, где создала несколько значительных картин. Работа "Пруд Ставок. Нескучное" - тихий сельский пейзаж, проникнутый задумчивостью и теплотой, с бескрайним небом, отражающимся в воде. В картине ощущается широта земных просторов, их величие. Подобным образом строится пространство в работах "Осень", "Озими". Эти картины писались художницей на пленэре (открытом воздухе), отмечены свежестью красок, тонкими переходами зеленого и желтого.
Картина "На лугу. Нескучное" по своей композиции очень напоминает работу А.Венецианова "Август. Жатва". То же бескрайнее поле, крестьянка, держащая на руках свое дитя. Только поле не желто-оранжевого августовского цвета, а зеленое, бархатное, с пасущимися коровами. ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ.  1909. Холст на картоне, масло. 75Х65. Госудаственная Третьяковская галереяВсероссийскую известность принесло Зинаиде Серебряковой участие в выставке "Союза русских художников" в Петербурге в 1910 году. Три ее живописных произведения приобрела Третьяковская галерея, среди них - "За туалетом. Автопортрет". Этот автопортрет был создан "для себя", без мысли о показе на какой-либо выставке. О том, как создавалась картина, вспоминала сама художница: "Лето 1909 года мы, как всегда, проводили в Нескучном. Осенью я решила остаться с детьми на несколько месяцев. Зима в этот год наступила ранняя - наш сад, поля вокруг, все занесено снегом, но в доме тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась, изображая всякую мелочь на туалете. Мой брат написал мне, что выставка "Мира искусства" откроется в 1910 году и надо что-то выставить. Я послала эту работу. Брат позвал своих друзей-художников, все одобрили мою вещь".
На картине художница изобразила себя в скромно обставленной комнате, за утренним туалетом. Она непринужденно стоит перед зеркалом, расчесывая волосы. Ее глаза, губы тронуты ласковой, доброй улыбкой. Зинаида Евгеньевна живо передала грациозное движение обнаженных рук, легкий поворот стройной фигуры. Работа отличается простотой и естественностью, жизненный миг как бы выхватывается из потока времени. Глядя на этот портрет, очаровываешься красотой и непосредственностью молодости, светлым гармоничным колоритом.
Художницей создана та мажорная жизнеутверждающая атмосфера, в которой так естественно живет и радуется жизни молодая обаятельная женщина с веселым, чуть лукавым лицом. Мгновенное признание произведения, написанного молодой женщиной, которая в строгом смысле слова не была профессионалом, видимо, импонировало каким-то глубинным запросам времени.
Расцвет творчества З.Серебряковой приходится на 1914-1917 гг. В это период она создает серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду. В произведениях крестьянской серии проявились ее меткая наблюдательность и любовь к простому народу. Зинаида Евгеньевна всегда любила рисовать крестьян: девушек, парней, молодых женщин. Она рисовала их на сенокосе, жатве, в саду. Отдавала предпочтение молодым, рослым крестьянам, сильным и ловким в работе. В лицах крестьянских девушек художница заметила тонкие очертания лиц, спокойно-строгий взгляд, чуть лукавую улыбку. Те же особенности Зинаида подчеркивала и в своем лице - широко поставленные большие глаза, тонкие очертания удлиненного овала лица, чуть заметная улыбка большого рта.
З.Серебрякова мечтала о создании больших многофигурных композиций, Одной из таких композиций должна была стать картина "Жатва". Сюжет картины прост: полуденный отдых крестьян во время жатвы. Простая, обыденная тема воспринимается как вечная тема человека и земли. Земля и небо - и люди на этой благодатной земле - мир гармоничный. Но первый вариант этой композиции ее не удовлетворил. Она его уничтожает.
Но остались фрагменты этого произведения, вырезанные из большого полотна. Это "Крестьянка с квасником", "Две крестьянские девушки", "Крестьяне". Если не знать, что это фрагменты одной композиции, то воспринимаются они как законченные произведения. В картине "Крестьянка с квасником" нас привлекает улыбающееся лицо девушки. Оно сродни образам крестьянок А.Венецианова, творчеством которого давно увлекалась З.Серебрякова. Художница не показывает тяжелого изнурительного крестьянского труда, а поэтизирует его. Главное для нее - выразить гармонию человека и природы, представить сельский труд как нечто естественное и вместе с тем очень значительное в жизни людей.
КРЕСТЬЯНЕ. 1914-1915. Холст, масло. 123,5 Х 98. Государственный Русский музей.На картине "Крестьяне" запечатлен момент отдыха людей труда, скромная крестьянская трапеза в перерыве между работой. Но столь величавы движения женщины, наливающей молоко, и мужчины, разрезающего каравай хлеба.
Тяготение к монументальному искусству подтверждается участием З.Серебряковой в разработке оформления Казанского вокзала в Москве. Она выполнила эскизы четырех круглых аллегорических панно, посвященных Индии, Японии, Сиаму и Турции. Она изобразила прекрасных женщин в сложных поворотах, которые помещены в восьмиугольники. Можно только пожалеть, что эти красивые по цвету и композиции работы так и остались на бумаге.
Художница постоянно рисовала своих детей. В 1914 году Серебрякова создает картину "За обедом"За обедом. 1881-1967. Холст, масло. Это мирная сцена за столом: с большой тщательностью написан натюрморт и очаровательные красивые дети: мальчики с тонкими нежными лицами и маленькая Тата, такая решительная и независимая, положившая ладошку на тарелку и смотрящая на нас широко открытыми удивленными глазами.
Когда началась гражданская война, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в Нескучное. Переехать в Петроград было невозможно. Она поехала в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Дом в Нескучном сгорел, в пламени погибли все ее работы. Когда муж вернулся из Сибири, то заболел сыпным тифом и умер. В 35 лет Серебрякова осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью. Наступили тяжелые времена, материальных средств у художницы практически не было. Отчаявшись, Зинаида Евгеньевна обратилась в Наркомпрос. А.В.Луначарский, выслушав ее просьбу, подписал ей охранную грамоту, благодаря которой она и выжила в то время. Настроение этого сложного времени отражено в картине "Карточный домик", написанной в 1919 году. Любование тихой размеренной жизнью, которое присутствовало в картине "За обедом", сменяется ощущением тревоги. Она выражена в лицах детей художницы, воздвигающих зыбкую постройку из карт. Дети беспорядочно сгрудились у стола. Вместо белой скатерти, создающей ощущение спокойствия и уюта, стол покрыт темным сукном. Темны и одежды фигур. Красные цветовые пятна куклы, беспомощно лежащей на столе, и карточных знаков контрастно вспыхивают среди этого общего приглушенного тона, и тем сильнее становится драматическое напряжение, которое составляет основу настроения произведения. В этой картине отразились те сложные, глубокие и скорбные чувства, что владели художницей в годы Гражданской войны и разрухи.
В 20-х годах XX века Зинаида Евгеньевна вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дров не хватало, поэтому дома было очень холодно. Но художница шла в комнату, где стояла печка-буржуйка, и писала картины. Семья жила очень бедно. Художница пробовала написать картину на заказ, но работа "Искусство и труд" у нее не получилась.
Только дети и творчество поддерживали силы мастера, но в ее искусстве надолго исчезает та безоблачная радостность, которая была ранее в ее творчестве. Это особенно чувствуется в картине "На кухне", написанной в 1923 году. Передний план живописного полотна занят столом, на котором лежат рыба, свекла с ботвой и корзина с яйцами. На интенсивно-синем фоне заднего плана З.Серебрякова изобразила свою дочку. Ее фигура достаточно статична, ребенок словно задумался, перебирая яйца. Но по контрасту с этой фигурой в какой-то внутренней динамике находятся положенные по диагонали на столе предметы, Именно в извивах свекольной ботвы, дугообразных очертаниях рыб, в складках белой ткани выражено то беспокойство, о котором уже было сказано. Вместе с тем эта работа показывает З.Серебрякову как прекрасного мастера натюрморта, умеющего наполнить предметный мир глубокими человеческими переживаниями и раздумьями.
В 1924 году Александр Бенуа, работавший с Сергеем Дягилевым в "Русских сезонах", предложил ей провести в Париже персональную выставку. Так Зинаида Евгеньевна оказалась во Франции, куда вызвала сначала сына Александра, а затем младшую дочь Катю. Старший сын Евгений, поступивший в архитектурный институт, и дочь Таня, учившаяся в балетной школе, остались с бабушкой в Ленинграде. Татьяна стала художником Московского художественного театра, Евгений - архитектором. Драма разделенной семьи всю жизнь терзала З.Серебрякову. В Париже Серебряковы жили тесно и трудно. "Мама писала портреты людей из высшего общества, бегая по заказчикам", - вспоминала Катя. Подрабатывал и юный Саша - помогал дяде Н.Бенуа делать декорации для Парижской оперы. В дальнейшем Александр работал в кино, модных магазинах, иллюстрировал книги, писал старый Париж, был председателем Общества сохранения русских культурных ценностей за рубежом. Находясь за рубежом, З.Серебрякова дважды посещала Марокко. Кроме "одержимости путешествиями", в эту художественную экспедицию" ее отправила нужда, надо было кормить большую семью. В Париж она привезла бесценные картины, зарисовки, этюды, наброски. Они были выставлены в известной галерее Гиршмана и стали для парижан настоящим открытием "королевства вечерней зари", как называют эту страну на западе Арабского Востока, находившуюся под протекторатом Франции. Словно живые, шагнули на ее рисунки типично марокканские прямоугольные минареты, увенчанные зеленым "ожерельем", белые и розовые кубики арабских домов, и ныне украшающие улицы. Она писала в Марокко много, с жаром и жадно.
Вплоть до 1940 года Зинаида Серебрякова оставалась советской гражданкой, надеясь на воссоединение с детьми. Но в годы гитлеровской оккупации Франции пришлось выбирать между французским паспортом и советским концлагерем. Связь с родиной прервалась. Имя З.Серебряковой вычеркнули из истории российской культуры. Только в 1960-м году, в годы хрущевской "оттепели", после 36-летней разлуки Зинаиду Евгеньевну смогла посетить дочь Татьяна, которая в 1965 году привезла из Парижа первую выставку работ своей матери. Успех выставки был грандиозный. Его эхо докатилось до Парижа. И 80-летняя художница, хоть и не нашла в себе сил посетить родину, ощутила наконец счастье.
19 сентября 1967 года Зинаиды Серебряковой не стало. Художница нашла последний приют на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. По православному обряду ее отпевали в крохотной белоснежной церкви с голубым куполом, построенной по проекту ее дяди Альберта Бенуа. Зинаида Евгеньевна была из тех художников, которые могли позволить себе даже в трудное время оставаться самими собой. Она не писала заказных картин, не гналась за модными течениями. В ее мастерской всегда висел портрет А.С.Пушкина. И как вспоминала ее дочь, она часто цитировала его строки.


Использованная литература
1. Бернаскони Е. Дочь Серебряного века //Эхо планеты. - 2004. - №17. - С.38-39.
2. Воякина С. Она писала свой народ и родную землю //Библиополе. - 2007. - № 1. - С.82-88.
3. Воякина С. Она писала свой народ и родную землю //Библиополе. - №2. - 2007. - С.82-88.
4. Живопись Зинаиды Серебряковой. - М.: Изобразительное искусство, 1989. -75с.
5. Еровченков А. Марокко открывает свою Зинаиду Серебрякову //Эхо планеты. - 2004. - № 17. - С.37-38.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.