На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Французский Бетховен" (к 180-летию со дня рождения французского композитора Камиля Сен-Санса)

"Во французской музыке он - нечто исключительное,
явление вплоть до последнего времени почти единичное".
В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность
музыкальной культуры..."
Р. Роллан

9 октября 2015 ода исполняется 180 лет со дня рождения известного французского композитора, пианиста, дирижера, музыкального критика Камиля Сен-Санса.
Камиль рано остался без отца, был на попечении матери и бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительному искусству. У него рано проявились музыкальные способности - в возрасте двух с половиной лет он начал учиться игре на фортепьяно. Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать свои сочинения. Ему было тогда неполных четыре года. В 1843 году Камиля отдали в обучение фортепьянной игре известному пианисту и композитору К.Стомати, который был поражен прекрасной подготовкой мальчика и нашел, что он нуждается лишь в усовершенствовании уже имеющихся навыков. После трех лет занятий с мальчиком Стомати счел его подготовленным к концертным выступлениям. В возрасте одиннадцати лет Камиль дал большой концерт в известном зале Плейель. Это было начало его успешной пианистической карьеры.
В 1848 году Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию в класс органа Ф.Бенуа, затем Камиль стал заниматься и классе композиции Ф.Галеви. В 1953 году после стажировки в церкви Сен-Северен, Сен-Санс получает место органиста в церкви Св. Мадлен. Там он несколько лет служит органистом, отдавая досуг самообразованию.
В 1852 году Сен-Санс создает свою первую симфонию, где проявились многие существенные черты его творчества. Участвуя в конкурсе на сочинение симфонии для большого оркестра, Сен-Санс получил золотую медаль. В 1857 году состоялось первое выступление Сен-Санса как дирижера. Он дирижировал своей симфонией фа-мажор. Через год Камиль создает свою вторую симфонию, затем Концерт для фортепьяно с оркестром, участвует в конкурсе на большую концертную увертюру. В 1863 году его увертюре "Спартак" была присуждена первая премия.
В 1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном Рубинштейном, для его выступления в Париже Сен-Санс пишет фортепьянный концерт, через семнадцать был создан Второй концерт, о котором П.И.Чайковский писал, что это сочинение чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями".
Через год Камиль Сен-Санс получил орден Почетного легиона, концертировал в Германии. У него активная творческая жизнь. Каждый понедельник в его квартире проходили музыкальные вечера. Благодаря силе воли и творческой энергии Сен-Санс заставляет себя преодолевать препятствия. Он трудится неустанно. Одним из значительных произведений 1871 года стала его первая симфоническая поэма "Прялка Омфалы".
1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы "Фаэтон" по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса. В следующем году была написана Третья, самая популярная, поэма - "Пляска смерти".
В 1875 году сочинил Четвертый концерт для фортепьяно оркестром, который считается, по мнению критиков, самым совершенным из сочинений, написанных Сен-Сансом для фортепьяно. К 1836 году относится завершение оперы "Самсон и Далила", которую очень высоко оценил Н.А.Римский-Корсаков.
1886 году Сен-Санс осуществил свой давний замысел - закончил фантазию "Карнавал животных" (авторский подзаголовок "Большая зоологическая фантазия"). Камиль ее шуточным произведением, хотя она стало самым популярным его сочинение .Ирония судьбы в том, что это произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Единственный номер из "Карнавала", которому Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни, - "Лебедь", самое знаменитое из всех виолончельных соло.
Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают - кроме лебедя - в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют. И эта символичность, просвечивающая в произведении не в последнюю очередь в названиях персонажей и, безусловно, весьма прозрачная для современников композитора, была одной из причин твердого нежелания Сен-Санса обнародовать "Карнавал". К тому же Сен-Санс опасался за свою репутацию "серьезного композитора". Тем не менее, он включил "Карнавал животных" в число пьес, которые следует опубликовать после его смерти.
В этом же композитор завершил свою Третью симфонию. Успех ее был велик. Известный композитор Шарль Гуно после исполнения симфонии назвал Сен-Санса "французским Бетховеном". В 1898 году Сен-Санс начал писать оперу "Деянира", которую закончил в 1910 году. Опере сопутствовал успех. В 1909 году Камиль Сен-Санс был избран почетным членом Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта и др.
Творчество Сен-Санса отличается стилистическим разнообразием. Но, несмотря на эклектичность творчества Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки, занимают почетное место в мировой музыкальной литературе.
Сен-Санс умер в Алжире 16 декабря 1921 года.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.