На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Талант, отданный народу (к 110-летию со дня рождения Лидии Руслановой)


27 октября исполняется 110 лет со дня рождения Л.Руслановой - известной исполнительницы русских народных песен, оставившей неизгладимый след в нашей культуре. Всю свою жизнь эта удивительная женщина служила народному искусству.
Будущая певица родилась в бедной семье. Отец в семье был единственным кормильцем. Во время русско-японской войны отца забрали на фронт, откуда он уже не вернулся. Когда девочке исполнилось шесть лет, умерла мать. Она с братом и сестрой стала жить у деда и бабки, где была нищета и голод. Будущей артистке пришлось ходить по дворам просить милостыню и петь. Это были первые "концерты" будущей знаменитости. Вскоре у девочки появились свои поклонники, ее стали приглашать с песнями и танцами в купеческие дома. Однажды на незаурядный голос девочки обратила внимание местная чиновница и определила ее в приют. Тогда-то и появилась фиктивная грамота с новой фамилией, новым именем и отчеством: Русланова Лидия Андреевна. В приюте был детский церковный хор, солисткой которого стала Л.Русланова. Голос юной Лиды называли голосом ангела. В приюте Лида окончила три класса церковно-приходской школы.
Из приюта Л.Русланову определили работницей на мебельную фабрику. Работа там была тяжелой, изнурительной, вредной. Скрашивая свой труд, работницы пели, а с ними и Лидия, которая вскоре была признана лучшей работницей-певуньей. Уже в то время звучали впоследствии знаменитые "Златые горы", "Светит месяц", "Очаровательные глазки". Талант Л.Руслановой заметили: в оперном театре состоялся ее первый сольный концерт для участников слета солдатских депутатов. В семнадцать лет она была уже опытной певицей с хорошими вокальными данными.
Там же - на мебельной фабрике - юную Русланову услышал профессор Саратовской консерватории М.М.Медведев и предложил ей посещать занятия в этом учебном заведении. Однако академические уроки не влекли ее и, быть может, это был один из тех счастливых случаев, когда отказ от научного вокального подхода помог сохранить певице голос во всей его редкой первозданной красоте. Лидия обладала удивительно низким контральто, металлического звучания, большого диапазона, с глубокими, очень красивыми грудными звуками, неожиданно переходящими в сопрано. Ее влекла больше народная песня.
После Октябрьской революции 1917 года Лидия Русланова повела отсчет своим выступлениям в качестве эстрадной певицы. На сцену она выходила в русском народном костюме, не стилизованном, а настоящем. Ее манера исполнения была не совсем обычная, в ней были надрыв, ухарство, слеза и ирония. Она исполняла не только народные песни, но и произведения советских композиторов. Лидия Андреевна первая на отечественной эстраде спела песни "По долинам и по взгорьям", "Каховка", "Катюша". Пение Л.Руслановой высоко оценил Ф.И.Шаляпин, который сказал о ней так: "Талантливая. Уж очень правдиво пела".
Где только не выступала Русланова с концертами: пела для колхозников в поле, в Большом театре, школах, больницах, цехах заводов. Ей аплодировали жители Севера, Дальнего Востока, Сахалина, Украины. Пела Лидия Андреевна и на так называемых кремлевских концертах перед правительством и генералитетом. Голосовые связки у Руслановой были такой выносливости, что позволяли ей участвовать в четырех-пяти концертах за вечер. Русланова имела право говорить, что она песню не поет, а играет. Она как бы раскладывала ее на действующих лиц, и в каждой песне у нее были живые люди, образы которых она творила.
В начале тридцатых годов в нашей стране широко распространилось радио, и Л.Русланова, в числе первых пришедшая в студию Всесоюзного радио со своей народной песней, становится поистине знаменитостью на всю страну. Начиная с 1933 года, в течение полутора десятка лет она работала артисткой музыкально-эстрадного управления Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. Это был самый сложный период в истории отечественной эстрады, и Руслановой, несмотря на ее вполне "лояльную" специализацию "народницы", тоже довелось немало испытать.
Считается, что пиком расцвета творческого таланта и популярности Лидии Руслановой стали годы Великой Отечественной войны, которую артистка прошла с первых дней до последнего легендарного концерта на ступеньках поверженного рейхстага. Л.Русланова входила в состав первой концертной фронтовой бригады. Ей часто приходилось ездить по фронтовым дорогам, простреливаемым врагами. Сценой служили два сдвинутых грузовика. Но не только пением она помогала бойцам. На средства Лидии Андреевны была построена батарея из четырех "катюш", а затем еще одна батарея, которую бойцы стали называть "лидуши". Русланова исполняла как народные песни, так и произведения, связанные с войной. Так бойцы не могли без слез слушать песню М.Блантера на слова М.Исаковского "Враги сожгли родную хату". Пройдя всю войну в составе фронтовой бригады, Лидия Андреевна дала легендарный концерт в Берлине на ступеньках рейхстага в сопровождении казачьего ансамбля, который продолжался до поздней ночи. Конечно, здесь звучали и коронные руслановские "Валенки".
В мае 1942 года Л.Русланова выступала перед вторым гвардейским корпусом, которым командовал генерал Владимир Крюков, чей полководческий талант высоко ценил сам Г.К.Жуков. Лидия Андреевна и Владимир Викторович полюбили друг друга, свадьбу сыграли прямо на передовой. Л.Русланова стала приемной матерью для маленькой дочери Крюкова Маргариты. Между ними никогда не исчезало самое ценное - дружеское единство и взаимопонимание, общность интересов и планов. И хотя это был четвертый брак Лидии Андреевны, он оказался самым счастливым. Они всегда были неразлучны.
За успешное выполнение заданий командования, активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами Лидия Андреевна Русланова была награждена Орденом Отечественной войны 1-й степени.
К сожалению, после окончания войны у Л.Руслановой был драматический период жизни. В 1948 году по навету арестовали В.Крюкова, лишив его всех наград и звания. Лидию Андреевну арестовали прямо на гастролях, определив ей статью "антисоветская пропаганда", отправили в сибирский Озерлаг. Лидия Андреевна не падала духом и в этой удручающей обстановке сохранила свой волевой характер. Затем был мрачно знаменитый Владимирский централ.
Из тюрьмы Лидия Андреевна вышла в 1953 году. Дело певицы было оперативно пересмотрено. В нем не нашлось материалов, которые уличали бы ее в антисоветской подрывной деятельности и агитации. В.Крюков и Л.Русланова были полностью реабилитированы. Лидия Русланова продолжила концертную деятельность. Первый после освобождения концерт в Концертном зале им. П.И.Чайковского стал настоящим триумфом. Этот концерт положил начало большому, почти двадцатилетнему концертному турне по Советскому Союзу.
В последние годы жизни Лидия Русланова часто болела, но это почти никогда не сказывалось на ее концертной деятельности. Она была легка на подъем. В 1973 году режиссер Е. Карелов предложил ей принять участие в съемках фильма "Я, Шаповалов Т. П.", где она сыграла саму себя.
Судьба распорядилась так, что первый в жизни сольный концерт, но и самое последнее выступление Лидии Андреевны Руслановой состоялись в Ростове-на-Дону. Это случилось летом 1973 года. 20 сентября этого же года певицы не стало, что стало большой потерей для отечественной культуры. Похоронена певица на Новодевичьем кладбище.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.