На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Сила музыки" (к 145- летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова )

"… Музыка прежде всего должна быть любима;
должна идти от сердца и быть обращена к сердцу".
С.В. Рахманинов.

Сергей Васильевич Рахманинов - великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу "Алеко", которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки. Воспитанник Московской консерватории, последователь Чайковского и Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, Рахманинов продолжал и развивал традиции русской музыки, претворяя в своих произведениях характерные особенности народного искусства; он обращался при этом нередко к ее древним глубинным пластам и возрождал их к жизни и современности, насыщая новым смыслом и содержанием.
Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.
Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки А. Орнатской, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Молодой педагог по фортепиано Владимир Васильевич Демянский уделял ему мало внимания, а по элементарной теории и сольфеджио Сереже при его исключительном слухе, по существу, нечего было делать. Поэтому, предоставленный самому себе, он разленился, часто пропускал занятия, не готовил уроки: вместо того, чтобы идти в консерваторию, гулял по улицам или бегал на каток. Только блестящие способности давали ему возможность успешно справляться по специальным предметам. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей, известному педагогу - Николаю Сергеевичу Звереву. По классу композиции его учителями были С. Танеев и А. Аренский. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр. К этому периоду относится сочинение четырех пьес для фортепиано - "Романса", "Прелюдии", "Мелодии" и "Гавота".
Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям - как пианист и как композитор. Его дипломная работа - опера "Алеко", написанная всего за 17 дней (по поэме А. Пушкина "Цыганы"), заслужила одобрение П. Чайковского и уже в 1893 была поставлена в Большом театре. После окончания консерватории положение молодого музыканта остается неопределенным. Осенью 1892 года выходят из печати первые сочинения Рахманинова - клавир и отдельные номера "Алеко", прелюдия и "Восточный танец" для виолончели и фортепиано, шесть романсов соч. 4. Одним из лучших является романс "В молчаньи ночи тайной" (слова А. Фета). В 1897 1898 возглавлял как дирижер Московскую частную русскую оперу (здесь началась его дружба с Ф. Шаляпиным). В 1901 году состоялась премьера его оперы "Алеко" в Петербурге с Шаляпиным в главной партии.
Знаменательным событием в творческой биографии Рахманинова стала его Первая симфония, в котором во многом определились черты зрелого симфонизма композитора. В то же время с этим произведением связаны самые тяжелые переживания молодого музыканта. Начал работать Сергей Васильевич над симфонией в январе 1895 года, а в августе она была уже закончена. Ее первыми слушателями были друзья и товарищи по консерватории, а также С.И. Танеев, у которого обычно собирались композиторы. После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. Вскоре концерт совершает триумфальное шествие по городам России и других стран, вызывая неизменно восхищение слушателей. В 1904 году композитору была присуждена за него Глинкинская премия, утвержденная известным меценатом М.П. Беляевым. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Весной 1902 года Сергей Васильевич и Наталья Александровна Сатина решили пожениться. Чтобы иметь деньги на свадьбу и последующее путешествие, композитор в начале апреля едет в Ивановку и пишет там романсы соч. 21. В марте того же года Рахманинов входит в состав Московской дирекции РМО и занимает должность инспектора музыки. Осенью 1909 года Сергей Васильевич вместе с А.Н.. Скрябиным и Н.К. Метнером вошел в Совет Российского Музыкального издательства.
С. Рахманинов с супругой Н. Сатиной
Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.
Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку. После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения - "Симфонию № 3", "Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром" и "Симфонические танцы". Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки. Война нарушила установленный распорядок жизни: Рахманинов лишился концертных поездок по Европе, потерял возможность жить на "Сенаре" и до последних лет не выезжал из Северной Америки, давая концерты в Соединенных Штатах и в Канаде. Летом 1940 года Рахманинов закончил вторую редакцию Четвертого концерта и свое последнее крупное сочинение - "Симфонические танцы", а также сделал переложение "Колыбельной" Чайковского. Первое исполнение "Танцев" состоялось в Москве 25 ноября 1943 года, дирижировал Н.С. Голованов. С фортепианной транскрипцией произведения советская общественность ознакомилась несколько раньше. С тех пор "Симфонические танцы" прочно вошли в репертуар оркестров и получили широкое признание. Тяжело переживал Сергей Васильевич нападение фашистов на Советскую землю. Осенью 1941 года, надеясь оказать воздействие на широкие круги американцев и русских эмигрантов, он решил выступить публично с призывом забыть все старые обиды и поддержать Россию. Гонорар одного из своих первых концертов сезона (около четырех тысяч фунтов стерлингов) он передал Генеральному консулу СССР в Нью-Йорке Виктору Алексеевичу Федюшину; к Рахманинову присоединились А.И. Зилоти, С.А. Сатина и другие. "Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли на последние несколько месяцев", - писал композитор.
Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним. Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года. Советская музыкальная общественность тяжело переживала кончину великого музыканта. Музыка Рахманинова близка и дорога советским людям своей душевной открытостью, благородством, любовью к природе, к родной земле. В его музыке сливаются традиции, идущие от П. Чайковского и композиторов "Могучей кучки", особенно А. Бородина. Лиризм, открытое выражение прямых и сильных чувств соединяются в ней с величавыми эпическими образами. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины. Величайшим памятником композитору является глубочайшая любовь народа к его музыке. Как и многие творения Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Баха, Моцарта, Бетховена, музыка Рахманинова составляет как бы звучащий фон нашей жизни и сопровождает постоянно театральные и телевизионные постановки, кинофильмы, радиопередачи, спортивные и цирковые представления, входя в фонд мировой музыкальной культуры.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников:
1. https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html

Дорогие друзья!
В фондах Республиканской юношеской библиотеки вы найдете книги о жизни и творчестве композитора Сергея Рахманинова.
Приходите, мы вас ждем!


Источники:
1. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов; Федор Шаляпин / Б.С.Никитин. - М. : ОТиСС, 1998. - 237с.
2. Россия. XX век: Русская культура в начале века [Видеозапись]. Вк.10,фм.10,ч.3. Живопись. Архитектура. Музыка. - М. : КВАРТ : ТПО "Пимен-ТВ", [2002]. - 1вк. : в футляре.
3. Рыбакина Е.Л. Народный университет музыкальной культуры [Звукозапись] : беседа. Ч.2, компл. альбом / Е.Л.Рыбакина; исполн. Е. Федоров, Л. Шапошникова, Ю. А. Розанова. - М. : Мелодия, б.г. - 4грп.(208мин.). - Комментарий о композиторах. - Содерж: А. Н. Скрябин С. В. Рахманинов С. И. Танеев А. К. Глазунов А. К. Лядов П. И.Чайковский
4. Рахманинов, С. В. Концерт для фортепиано с оркестром N2 [Звукозапись] / С. В. Рахманинов; Исполн. В. Гороховский. - М. : ТВИК-ЛИРЕК : Театр Рекламы, 1997. - 1ак. : в футляре. - (Шедевры мировой классики).
5. Соколова, О. И. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943) / О. И. Соколова. - 3-е изд. - Москва : Музыка, 1987. - 160 с., 64 л. ил. - (Русские и советские композиторы). - Библиогр.: с. 159. - На обл. авт. не указан.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Давайте дружить тут:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.