На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Великий композитор, дирижер, пианист (к 140-летию со дня рождения Сергея Рахманинова)

"Я - русский композитор,
и моя Родина наложила отпечаток
на мой характер и мои взгляды"
С.Рахманинов

1 апреля 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
С. Рахманинов родился в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы у Сергея зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой он не раз в своём творчестве обращался.. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы.
Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от "внука молдавского господаря Стефана Великого" Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Василий Рахманинов тоже имел музыкальные способности, но музицировал исключительно любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. С 4-х лет он играл на фортепиано под руководством матери. В 1882 году семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию. Далее Рахманинов продолжил свое образование в Московской консерватории, где обучался игре на фортепиано, музыкальной теории и композиторской технике. Сергей Васильевич окончил консерваторию с Большой золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу "Алеко" на сюжет поэмы А.С.Пушкина "Цыганы". Вскоре эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра.
С зимы 1982 года начались публичные выступления С.Рахманинова как пианиста. Уже в молодые годы его игра на фортепиано отличалась яркостью, силой, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью. Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия "Утес", написанная в 1893 году.
В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок произведения.
Индивидуальный композиторский почерк чувствовался уже в первых юношеских опытах. Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии - сочинения, в которую композитором было вложено много труда и душевной энергии. Произведение не поняли многие музыканты и почти единодушно осудили на страницах печати критики. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова. Три последующие годы были годами почти полного творческого молчания, но и одновременно сосредоточенных размышлений и критической переоценки всего ранее сделанного.
В начале XX века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова принес ему заслуженный успех. Это была вдохновенная лирико-патетическая поэма для фортепиано с оркестром. Несомненной удачей С.Рахманинова стали Вторая сюита и вокально-симфоническая поэма "Весна", написанная на стихи Н..Некрасова "Зеленый шум". В апреле 1902 года в личной жизни Сергея Васильевича произошло тоже счастливое событие - он женился на Наталье Александровне Сатиной - родственнице отца.
Более сложной оказалась судьба двух последующих крупных произведений композитора - опер "Скупой рыцарь" (по одноименному произведению А.С.Пушкина) и "Франческа да Римини" (по произведению Данте "Божественная комедия"), встреченных с большим интересом, но вызвавших много споров и разногласий в их оценке. Как и опера "Алеко", они отличались краткостью, сжатостью, концентрацией на немногих важнейших моментах и переживаниях главных действующих лиц.
Особое место в творчестве композитора занимают романсы. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Я опять одинок".
Только через десять лет после тяжелого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию, которую публика оценила очень высоко. Рахманинова называли достойным преемником П.И.Чайковского. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, несущего на себе печать большой зрелости и сосредоточенности мастера.
В 1910 году С.Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста, создав "свободную" композицию, не прибегая к знаменному и другим одноголосым распевам Древней Руси. Вокально-симфоническая поэма "Колокола" на стихи Эдгара По в русском переводе К.Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова в 1913 году, по значительности своего замысла и мастерству воплощения принадлежит к наиболее выдающимся образцам русской музыки периода Первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки "Колоколов" обусловлен предчувствием перемен. Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора - "Всенощное бдение".
Октябрьскую революцию С.В.Рахманинов воспринял как конец старой России и понял, что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть Родину. Композитор считал, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми покидает Россию. Композитор жил в различных странах мира. С 1935 года композитор поселился в США. Живя в Америке, С.Рахманинов мучительно тосковал по Родине, жадно интересовался тем, что происходило в Советском Союзе, читал книги, газеты, журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки.
К числу значительных произведений, созданных за границей, относятся Рапсодия для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Николо Паганини, Третья симфония, обращенная к великой России, "Симфонические танцы". Сергей Васильевич очень любил свои "Симфонические танцы", считал их своим лучшим произведением.
С.Рахманинов сильно переживал нападение фашисткой Германии на СССР. Композитор решил помочь Родине в тяжелой борьбе. Он не сомневался в том, что открытое публичное выступление в пользу родной страны вызовет бурю в стане ее врагов. Концерт состоялся 1 ноября. Играл ли он в своей жизни когда-нибудь так, как в тот вечер? После концерта Рахманинова засыпали письмами с благодарностью за великолепное исполнение. Как ни пытались хитроумные дельцы убедить музыканта направить собранные средства через американский Красный Крест, он не уступил и переслал их через своего импресарио генеральному консулу СССР в Нью-Йорке. "Это единственный путь, писал С.Рахманинов, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей земли за последние несколько месяцев".
Последний концертный сезон Рахманинова - 1942-43годов - начался сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме более четырех тысяч долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, отдал на нужды России, стране, которую он никогда не забывал, со словами: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу". Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Он похоронен на кладбище Kensico Cemetery.
Артур Рубинштейн в связи с кончиной Рахманинова сказал: "Мы потеряли действительно великого мастера, который постоянно служил всем нам источником вдохновения".
Использованная литература
Комарова И.И. Музыканты и композиторы. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 480 с.
100 великих композиторов / Авт.-сост. Д.К.Самин. - М.: Вече, 2008. - 432 с.
100 великих музыкантов / Авт.-сост. Д.К.Самин. - М.: Вече, 2003. - 480 с.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.