На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Рыцарь красоты"
(к 170-летию со дня рождения художника Василия Поленова)

"Картина должна не беспокоить и волновать зрителя, а должна ласкать его глаз"
В.Поленов


"Рыцарем красоты" называли известного русского художника В.Поленова современники. Это определение превосходно выражает суть и цель его стремлений, всей его деятельности, оставившей заметный след в истории отечественного искусства на рубеже XIX и XX веков. Молодость художника проходила в шестидесятые годы, в атмосфере прогрессивных революционно-демократических идей, которые он называл "светом истинным". Творческая и жизненная зрелость его пришлась на восьмидесятые и девяностые годы.
В.Поленов родился в Петербурге 2 июня 1844 года в многодетной дворянской семье. Отец будущего художника - Дмитрий Васильевич Поленов - был крупным чиновником, известным историком, археологом и библиографом. От него Василий унаследовал интерес к истории, особенно к средневековой архитектуре и науке. Мать - Мария Алексеевна Поленова - была известной в свое время детской писательницей, талантливой портретисткой, очень любила заниматься живописью. От Марии Алексеевны Поленов унаследовал художественный талант. Елена Поленова - самая младшая сестра Василия - была первой русской художницей, которая стала иллюстрировать русские сказки.
Учителем рисования у детей Поленовых стал известный педагог Академии художеств Павел Чистяков (тогда еще студент). Не удивительно, что из пяти детей Поленовых двое стали художниками. Василий Поленов получил прекрасное домашнее образование, благодаря которому считался разносторонне развитым человеком: любил и сам писал музыку, пел, играл на сцене и, конечно, рисовал. Он был прекрасно воспитан. Про Василия Дмитриевича говорили, что он даже апельсин чистил по-особому, аристократически. В то же время Поленов был скромным человеком и очень не любил фотографироваться.
С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. До середины 1850-х годов семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал "с особым чувством какой-то сказочной поэзии". К этому периоду относятся его первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение. В 1855 году отец будущего художника получил по семейному разделу землю в Имоченцах Олонецкого края и построил на высоком берегу реки Оять дом. Поленовы жили в Имоченцах среди первозданной северной природы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались для художника самыми дорогими.
В 1865 году Поленов окончил Петрозаводскую гимназию и приехал в Петербург. Он одновременно поступает в два высших учебных заведения: в университет и Академию художеств. Вслед за успешной защитой диссертации в университете весной 1871 года Поленов углубился в работу над конкурсной программой на большую золотую медаль в Академии художеств. Заданную для конкурса тему "Воскрешение дочери Иаира" он готовил вместе с Ильей Репиным. Оба художника с блеском справились с заданной программой, получили большую золотую медаль за свои программы и право на заграничную пенсионерскую поездку.
В целом полотно Поленова больше напоминает жанровое произведение. Оно впечатляет жизненностью сцены, естественностью колористической гаммы, стройностью композиции. Тусклый дневной свет, льющийся из окна, освещает небольшое помещение, в котором происходит действие. Свет скользит по стоящим у входа людям и освещает лицо девушки. Чудо уже произошло - девушка открыла глаза. Христос стоит рядом с ней, приподняв правую руку над ее головой. У ног девушки стоит её мать, сжав руки около груди. Она с восхищением смотрит на дочь, готовая кинуться к ней и заключить в объятья. Позади нее стоит отец воскрешенной. На его лице, еще с остатком горя, скользит улыбка. Это как символ оправдавшейся надежды. Возможно, он еще не совсем верит в чудо. Остальные люди, наблюдающие позади Иаира, тоже немало удивлены.
Получив право на пенсионерскую поездку, Поленов начинает путешествие по Европе. Он посещает Германию, Италию, Францию, пробует себя в самых разных жанрах живописи. Он пишет картины на исторические темы ("Право господина"), марины ("Мертвое море"), портреты ("Голова фарисея"), натюрморты ("Ваза с цветами"), анималистические картины ("Белая лошадка"). В результате своих поисков Василий Поленов пришел к заключению, что ему ближе всего пейзажный и бытовой жанры. Этим он и решил заняться.
Приехав в Россию, он направляется на русско-турецкую войну. На войне он сделает много разных этюдов и набросков, но пушек и военных действий не пишет. Вернувшись в Москву, Поленов снимает квартиру на Арбате. Именно из окна своей Съемной квартиры он пишет свою самую знаменитую картину "Московский дворик". Сначала Поленов написал этюд, который отличался от самой картины тем, что на нем отсутствовали мальчик, лошадь и женщина. Затем художник дополнил картину этими персонажами.
В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. На картине изображено утро ясного солнечного дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.
В это же самое время была написана и другая не менее известная картина Василия Поленова "Бабушкин сад". Эти две картины была написаны художником в одном и том же месте, Трубниковом переулке Арбата.
На картине "Бабушкин сад" изображен тот же дом и заросший сад, который видим на полотне "Московский дворик", только с другой стороны.
Всего один раз в жизни Поленов решил выставить свои картины за границей, в Америке. Но не успел их отправить на лайнер. Этим лайнером был "Титаник". Во время рейса он столкнулся с айсбергом и затонул. После этого трагического случая Василий больше не решался выставляться за рубежом.
Любимым временем Поленова была осень. Он часто говорил, что июнь, июль и август мало интересны для художника-пейзажиста, потому что в природе безраздельно господствует зеленый цвет (по его образному выражению, "все, как из ушата, облито зеленью"). Только с приходом сентября, когда золото осенних берез оттеняет темную зелень елей, подчеркивает пурпур и багрянец осиновой листвы, наступает самое благодатное время для живописца. Осенней теме посвящены лучшие пейзажные полотна Поленова. Таков "Ранний снег", давно ставший хрестоматийным в теории рисунка. Очень характерная деталь: во всех крупных пейзажных полотнах Поленова отсутствует человек. Лирическим героем картины невольно (чаще всего незаметно для себя) становится зритель. Он же - свидетель остановленного по волшебству искусства мгновения.
С начала восьмидесятых годов художник, не оставляя своих занятий пейзажной живописью, преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, упорно работал над циклом картин "Из жизни Христа". Цикл был начат задуманным еще в шестидесятые годы под влиянием картины Александра Иванова "Явление Христа народу". К этой теме В.Д.Поленов постоянно возвращался на протяжении почти двадцати лет и завершил работу над картиной "Христос и грешница" по предсмертной просьбе своей рано умершей любимой сестры. Для этого он предпринял в 1882 году свое первое путешествие на Ближний Восток.
В основу сюжета картины была положена притча о Христе и грешнице из Евангелия от Иоанна. Христос краткой и мудрой фразой: "Кто из вас без греха - пусть первым бросит в нее камень" - предотвратил кровавую расправу над женщиной, обвиненной в прелюбодеянии. После этих слов толпа религиозных фанатиков, приведшая грешницу на суд Христа, пришла в замешательство и рассеялась.
Через всю жизнь Поленов пронес увлечение архитектурой. По своим собственным чертежам он с женой, Натальей Якунчиковой, построил дом на берегу реки Оки. В настоящее время в доме Поленовых организован музей, а село, где он построил дом, названо теперь Поленово.
Наталья Васильевна Поленова, рожденная Якунчикова, была на 14 лет моложе своего мужа Василия Дмитриевича. Знакомство их состоялось в доме Мамонтовых, так как Наталья Васильевна приходилась двоюродной сестрой жене Саввы Ивановича - Елизавете Григорьевне Мамонтовой. Венчались Поленовы в 1882 году в Абрамцевской церкви, построенной по проекту Виктора Михайловича Васнецова. Наталья Васильевна была художницей-любительницей. Но, выйдя замуж, она оставила живопись, всецело посвятив себя семье и дому. Когда дети подросли, а их было пятеро - Дмитрий, Екатерина, Мария, Ольга и Наталья, - Наталья Васильевна возвратилась к общественной жизни.
По ее инициативе были построены школы в селах Бехово и Страхово. Причем последняя, по проекту В.Поленова, была построена с таким расчетом, что ее быстро можно было переоборудовать из школьного помещения в театральный зал со сценой. Так возник первый народный театр. Роли в нем исполняла крестьянская молодежь, а первым режиссером была Наталья Васильевна Поленова.
Василий Дмитриевич ушел из жизни 18 июля 1927 года.. Ему было восемьдесят три года. В разгаре была страдная пора деревенского сенокоса. Но сельская округа, оставив все работы, дружно пришла проводить художника в его последний путь. Кружковцы и участники театрального дела несли на своих плечах гроб до самой могилы.
За несколько лет до смерти Василий Дмитриевич сам выбрал это место на беховском кладбище. Попросил не ставить на могиле никаких памятников, справедливо считая, что лучшим памятником человеку должен быть его творческий труд. Его просьбы были выполнены. Могила Поленова скромна и вполне соответствует памяти о нем, всегда и во всем являвшему собой образец скромности. На могиле был поставлен тоже по просьбе Василия Дмитриевича выполненный по его рисунку двускатный дубовый олонецкий крест. Труд Поленова как художника и общественного деятеля был высоко правительством России. Он был удостоен высшего в то время звания - народного художника республики.
Произведения Василия Дмитриевича Поленова находятся сейчас в крупнейших картинных галереях и художественных музеях нашей страны и других стран. Созданный им музей (ныне Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова) - живая частица его светлой и щедрой души, оставленная им грядущим поколениям.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.