На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Вечный солнечный свет в музыке
(к 255-летию со дня рождения композитора Вольфганга Амадея Моцарта)

"По моему глубокому убеждению,
Моцарт есть высшая, кульминационная точка,
до которой красота досягала в сфере музыки"

П.И.Чайковский
Портрет
Творчество Огюста Монферрана - наиболее яркое явление на грани двух архитектурных эпох. Он определил пути дальнейшего развития русской архитектуры - от классицизма к эклектике.
О.Монферран родился в январе 1786 года на окраине Парижа. Отец его был учителем верховой езды. Мать будущего архитектора Мария Фистони, итальянка, происходила из семьи торговца. Дед строил мосты. В возрасте 12 лет Огюст поступил в Специальную школу архитектуры. Учеба и начало самостоятельной деятельности будущего архитектора неоднократно прерывалась событиями наполеоновских войн, в которых Монферран принимал активное участие и даже получил орден Почетного легиона.
После падения Наполеона строительство во Франции резко сократилось, и перед Монферраном встал вопрос о невозможности дальнейшей карьеры на родине. Поэтому в 1814 году он, воспользовавшись пребыванием в Париже Александра I, преподнес ему альбом своих проектов. Альбом Огюста Монферрана понравился царю, и архитектор получил приглашение приехать в Россию.
Автопортрет В 1816 году О. Монферран приехал в Петербург и остался здесь жить на много лет. С северной столицей был связан весь творческий путь архитектора. Почти сразу же по прибытии в северную столицу началась головокружительная карьера Монферрана. Вскоре он получил задание разработать проект реконструкции Исаакиевского собора. Молодой архитектор подготовил более сорока вариантов проекта, где будущий собор изображался во всевозможных стилях.
Завершенный в 1802 году по замыслу А. Ринальди Исаакиевский собор производил странное впечатление, он удивлял современников искаженными пропорциями, отсутствием гармонии. В 1818 году вариант реконструкции собора Огюста Монферрана был "Высочайше утвержден". План собора он превратил в равноконечный крест. Александр I, которому понравилась новизна и смелость решения, утвердил проект Монферрана. Затем строительство собора приостановилось.
В 1824 году появился указ о возобновлении проектирования Исаакиевского собора. Монферран вновь выразил желание участвовать в конкурсе на "исправление" собственного проекта. Архитектор представил новый, третий вариант проекта, где переработал спорные конструктивные вопросы предыдущего варианта. В результате проект Монферрана получил одобрение, и зодчий отстоял право называться автором крупнейшего в Петербурге культового здания.
Автопортрет Большим инженерным художественным достижением стало сооружение самой ответственной и сложной части Исаакиевского собора - купола на барабане. Вместо привычных кирпичных сводов архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных металлических оболочек, тем самым опередив своих современников. Металлические конструкции оказались легче сплошных кирпичных сводов, что принесло и финансовую экономию проекту.
На позолоту величественного купола Исаакиевского собора было израсходовано около 100 кг червонного золота. Позолоту выполнили способом "огненного золочения". Эта технология с использованием ртути была очень вредна для здоровья, и позолотчики часто умирали.
Исаакиевский собор стал самым выдающимся памятником архитектуры русского классицизма, он входит в число крупнейших купольных сооружений Европы.
Автопортрет После смерти Александра I в 1825 году, желая прославить деяния своего брата, император Николай Павлович решил воздвигнуть ему памятник перед Зимним дворцом. Он обратился к Огюсту Монферрану с просьбой создать проект памятника. Зодчий с энтузиазмом взялся за этот заказ. Огюст сразу же отказался от скульптурного монумента, понимая, что его трудно будет согласовать с масштабами Дворцовой площади. Источником вдохновения для архитектора стала колонна императора Траяна, воздвигнутая в Древнем Риме. Монумент Монферрана должен был превзойти римский монумент по высоте. Монферран разработал также декор убранства пьедестала колонны, декоративной ограды светильниками. Колонну, по замыслу Огюста, венчает ангел, держащий в руках крест. Лицо ангела имеет портретное сходство с лицом Александра I.
Ствол Александровской колонны высотой 25,58 м был высечен из монолитного гранита, добытого в Финляндии. Монолит весом 650 тонн на специальной барже доставили к Адмиралтейской набережной. В грандиозной операции по подъему колонны участвовало 2100 человек, главным образом солдат. Торжественное открытие монумента, который А.С.Пушкин в своем стихотворении "Я памятник воздвиг себе нерукотворный" назвал "Александрийский столп", состоялось 30 августа 1834 года.
В последние годы жизни О. Монферран занимался созданием конной статуи императора Николая Первого на Исаакиевской площади. Воздвигнутый в 1856-1859 годах, этот памятник явился завершающим акцентом в ансамбле площади.
Автопортрет Поселившись в Петербурге, Монферран редко покидал его на длительное время. В 1834 году на деньги, полученные от Николая I за создание Александровской колонны, он смог купить дом на набережной реке Мойки.
В конце жизни О. Монферран считал себя по праву русским архитектором. Он получил чин коллежского советника, а затем и статского советника, украшенную бриллиантами медаль на Андреевской ленте.
В 1858 году, спустя месяц после освящения Исаакиевского собора, О.Монферран скончался. Еще при жизни, в 1828 году, он приготовил в Исаакиевском соборе себе склеп, в котором хотел быть погребенным. Вдова обратилась с соответствующим прошением к императору, но оно было отклонено. Предлогом послужило католическое вероисповедание зодчего. Прах Анри Луи Огюста Рикарда де Монферрана покоится в Париже на Монмартрском кладбище.
Исаакиевский собор и Александровская колонна вошли в золотой фонд русской архитектуры, а памятник Николаю I стал одним из самых интересных конных монументов, завершившим творческий путь мастера на его второй родине. Велико и графическое наследие Монферрана, ставшее подлинным документом эпохи заката классицизма. Большинство литографий, рисунков и чертежей хранится в музее Академии художеств в Петербурге.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.