На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Великолепная актриса легкого жанра (к 110-летию со дня рождения актрисы М.В.Мироновой)

7 января 2016 года исполняется 105 лет со дня рождения известной артистки эстрады и театра Марии Владимировны Мироновой.
Мария Миронова родилась 7 января 1911 года в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых. Отец Марии очень любил музыку, живопись и театр, и эту любовь старался привить своей дочери. Когда Марии Мироновой исполнилось семь лет, родители отдали ее учиться в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена, в которой Миронова начала изучать актерское мастерство и участвовала во всех постановках школьного театра.
В 1925 году Мария Миронова, окончив семь классов школы, поступила в Театральный техникум имени Луначарского. 1927 году М. Миронова, окончила техникум, проработала сезон во втором составе Театра оперетты. Позже Мария Владимировна была принята в труппу МХТ, где сыграла несколько ролей. Одновременно с игрой в театре Мария Владимировна начала выступать на эстраде с чтением рассказов А.П. Чехова.
Позже в скетче "Расчетная книжка" к ней присоединился артист В.Топорков. Вскоре она сама создает сатирический номер "Подслушанные телефонные разговоры некой Капы". Этот номер имел огромный успех, в нем проявились черты Мироновой, которые станут основными качествами ее эстрадных созданий - острая характерность, беспощадная сатирическая точность адресата. Форма "разговоров" оказалась емкой, и номер жил долго, постоянно варьируясь. В 1932 году Миронова была приглашена в Московский мюзик-холл, где сыграла в спектаклях "Артисты варьете", "Святыня брака", "Как 14 дивизия в рай пошла", "Под куполом цирка".
После закрытия в 1936 году мюзик-холла Миронова сыграла Лидию в "Бешеных деньгах" А.Островского в театре Транспорта. Через три года Мария Владимировна поступает в Московский театр эстрады и миниатюр. Начиная с первого сыгранного скетча Л.Ленча "Без двадцати двенадцать" с Б. Бельским, М.Миронова участвовала во всех программах театра.
Здесь зародилась знаменитая сатирическая эстрадная маска Марии Владимировны - маска глупой, сварливой, невежественной мещанки. Актриса яркого, уникального таланта, последовательная как в поиске своей темы, так и в выборе выразительных средств, Миронова обрела на эстраде свое признание. За эти годы Мария Владимировна достигла той степени мастерства, той свободы общения со зрителем, когда готовый, заранее отрепетированный текст воспринимался как импровизация. Эстрадный опыт актрисы соединился с хорошей школой драматического театра, что легло в основание "Театра двух актеров", созданного Марией Мироновой с Александром Менакером, встреча которых состоялась в 1939 году в Московском театре эстрады и миниатюр. Так создался эстрадный семейный дуэт. 8 марта 1941 г. у них родился сын Андрей.
Первой совместной работой М.Мироновой и А.Менакера было стихотворение И.Уткина "Дело было на вокзале". В сатирическом дуэте А.Менакер взял на себя скромную роль резонера, оттеняя яркость таланта партнерши. Дуэт с успехом выступал с сольными концертами. Активная концертная деятельность требовала разнообразия репертуара, поэтому дуэт постоянно сотрудничал с ведущими эстрадными драматургами. Так, в репертуар М.Мироновой и А.Менакера вошла маленькая комедия "Вопросы воспитания", где окончательно были распределены роли-маски дуэта - "положительный" муж и невежественная, но амбициозная жена. Ее словечки и целые фразы, интонации надолго вошли в быт - "Нунсенс", "Нормальный гениальный ребенок" и т.д. Так постепенно складывался на эстраде уникальный жанр - "Театр двух актеров". В этом дуэте солировала Мария Владимировна, обладающая редкостным даром эстрадной актрисы, в ней были плоть и кровь эстрады, легкость этого жанра, грация, лирика и патетика.
Мария Миронова и Александр Менакер сумели и сыну, известному артисту кино, театра и эстрады Андрею Миронову не только передать гены своих талантов, но и привить вкус и любовь к эстраде, на которой он блестяще выступал, унаследовав музыкальность, интеллигентность, тактичность отца, блеск, остроту, темперамент и яркость матери.
В кино Мария Миронова снималась мало, чаще это были роли второго плана ("В один прекрасный день", "Драгоценный подарок", Старый знакомый", По данным уголовного розыска", "Марица", "Назначение"). В 1982 году она сыграла одну из ролей в телеспектакле "Понедельник - день тяжелый" по мотивам комедии В.Катаева.
6 марта 1985 года не стало Александра Менакера, а через два года ушел из жизни любимый сын Андрей. После этих трагических событий Мария Владимировна какое-то время отказывалась работать. Только в 1989 году она вернулась на театральную сцену, сыграв ведущие роли в спектаклях Московского театра-студии Олега Табакова.
В 1994 году Мария Миронова перешла в труппу театра "Школа современной пьесы", на сцене которого с большим успехом выступила в спектакле "Уходил старик от старухи", где ее партнером был М.Глузский. Помимо актерской деятельности, Мария Миронова занималась общественной деятельностью, часто выступала в печати, на радио и телевидении.
М. Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына.

При составлении материала было использовано издание, находящее в отделе визуальных искусств ГБУК РТ "Республиканская юношеская библиотека":
Эстрада в России. XX век. Лексикон. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 784с.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.