На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Поборник свободомыслия, знания, прогресса (к 195-летию Шигабутдина Марджани)

В 2013 году исполняется 195 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани - философа, историка, религиозного реформатора, просветителя, этнографа, археолога, востоковеда, педагога. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей XVIII века Д.Дидро и Ж.-Ж. Руссо.
Ш. Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи (ныне Атнинскbq район Татарстана). Предки Шигабутдина со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударисов. Оба его деда, отец, будучи людьми образованными, сумели привить юному Марджани стремление к знаниям. С их помощью Шигабутдин получает первые сведения о восточной философии и истории. С отцом будущий ученый занимался арабским языком, логикой, теологией.
В пятилетнем возрасте Шигабутдин лишился матери, а потом воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование Марджани получил в медресе д. Ташкичу, где преподавал его отец. Это медресе было известным религиозным учебным заведением в Казанском крае. Юноша много читал, занимался самостоятельно в домашней библиотеке. Уже в семнадцать лет он начинает преподавать в этом медресе.
В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования. К сожалению, Шигабутдин застал в медресе Бухары бездумное заучивание Корана и зубрежку религиозных текстов; современные светские дисциплины здесь не изучались. Ш. Марджани ставит вопрос о необходимости реформы медресе, но не получает поддержки. В основном он самостоятельно занимается в местных библиотеках, зарабатывая деньги на жизнь обучением детей состоятельных людей.
В 1843 году Ш. Марджани отправляется в Самарканд - один из древних очагов культуры Средней Азии, где обучается в медресе "Ширдар". Там он знакомится с известным историком Кади Абу Саидом ас-Самарканди, ведет с ним беседы, работает в его библиотеке. Кади Абу Саидом ас-Самарканди повлиял на становление исторических воззрений Марджани, формировании его реформаторских идей.
В 1845 году Марджани возвращается в Бухару, где останавливается в медресе "Мир-Араб", которое было знаменито своей богатой библиотекой. Именно там Шигабутдин приступает к серьезному изучению культуры, истории, философии Востока. В 1849 году с новым багажом знаний Марджани возвращается в Казань. Через год Духовное собрание мусульман издает указ о назначении Марджани имамом-мударисом 1-й Казанской мечети. Слава о татарском ученом как о большом знатоке наук опередила его приход в медресе. Марджани поставил перед собой цель: преобразовать, реформировать сознание мусульман в духе нового времени. Не все муллы поддерживали Шигабутдина. Они стали писать на него доносы, стремясь опорочить его имя.
В 1867-1868 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось признанием его деятельности. Он также выполняет отдельные поручения казанской губернаторской власти, по просьбе губернатора Казани пишет обращение к мусульманам о милосердии к животным, за что получает благодарственное письмо.
С именем Ш.Марджани связано название одной из самых старых мечетей Казани, которая была действующей даже в советское время. Эта мечеть, носившая прежде названия Каменная, Юнусовская, была построена в 1767г. на берегу озера Кабан по распоряжению Екатерины Великой. В этой мечети Шигабутдин Марджани служил в 1867-1881гг. Рядом с мечетью и сейчас находятся его дом и медресе, в котором он внедрял в разум и душу учеников новое религиозное сознание, согласное с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства. Среди прочих исторических исследований Ш. Марджани оставил в своих записках и историю Казанских мечетей, в том числе и мечети, носящей ныне его имя. С особым тщанием Ш. Марджани перечисляет имена людей, жертвовавших на мечеть, словно дает потомкам урок благородства и бескорыстия.
Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани, он становится видным идеологом религиозного реформаторства. "Обозрение истины относительно обязанности вечерней молитвы, когда не наступают сумерки" - один из наиболее известных трудов Марджани. Он написал его, чтобы изложить свое новое понимание основных положений вероучения, реформаторских по сути. В 70-80-е годы творчество и деятельность Марджани сливается с татарским просветительством. Он знакомится с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Ученым импонировало то, что Марджани прекрасно владел восточными языками, имел обширные знания в области восточной культуры. Его знакомят с иностранными учеными, посещавшими Казань как с одним из лучших представителей татарских ученых. В 1876 году Марджани принял у себя дома всемирно известного ученого А. Брема, автора труда "Жизнь животных". Ш. Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности.
2 февраля 1870 года издается распоряжение об изучении татарами русского языка в медресе. Многие жители Казани были недовольны этим указом. Марджани же ратовал за изучение русского языка, считая, что это не противоречит устоям шариата. В 1876 году в Казани открылась Татарская учительская школа, где преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Марджани в течение девяти лет преподавал в этой школе, входил в педагогический совет, однако в результате разногласий с инспектором вынужден был оставить преподавание.
В 80-х годах XIX века расширяется научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. Он работает над библиографическим словарем "Подробное о предшественниках и их приветствия потомкам". Это был библиографически-энциклопедический труд, вобравший в себя богатый материал по истории философии Востока. Шигабутдин много путешествует по России и странам Ближнего и Среднего Востока. Во время путешествия он встречается с известными учеными и государственными деятелями того времени, работаtn в библиотеках. Имя Марджани становится известным не только на Востоке, но и в Европе, Америке.
Последние 2-3 года своей жизни, из-за ухудшения здоровья, Марджани стал больше проводить времени за чтением Корана и персидской поэзии. В связи с болезнью желудка ему приходилось часто обращаться к врачам. Однако, несмотря на крайнюю слабость и утомляемость, он продолжал сидеть за книгами и даже писал, давал уроки в медресе. За полтора месяца до кончины, не имея сил давать своим ученикам уроки в медресе, Марджани стал проводить занятия у себя дома. До последних дней своей жизни Шигабутдин Марджани не расставался с книгой, принимал посетителей, рассуждал о серьезных вещах, например, о комментариях к Корану. 18 апреля 1889 года Ш.Марджани не стало. Ему было 70 лет. Могила Марджани находится на кладбище Новой татарской слободы Казани.
Просветительские идеи Марджани того времени охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Марджани первым из татарских историков обратился к проблеме этногенеза татарского народа, написав труд, посвященный истории Волжской Булгарии и Казанского ханства. Ш. Марджани стремился приобщить татарский народ к ценностям мировой культуры.
Сочинения Марджани по актуальности поднятых в них проблем уже при жизни снискали ему популярность среди различных слоев общественности. Он написал более 30 произведений, большая часть из которых издана. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного реформатора, историка, просветителя, философа являются заметным явлением в истории не только татарской, но и всей отечественной мысли.
Имя Ш.Марджани носит одна из улиц Казани, расположенная вдоль озера Кабан, рядом с домом ученого и мечетью, где он служил. На улице Марджани установлена каменная плита, где впоследствии будет открыт памятник этому ученому, реформатору, историку и богослову.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Бухараев Р.Сказ о Казани. Жизнеописание тысячелетнего города в десяти песнях. - Санкт-Петербург: Славия, 2005. - 295с.
2.Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Сборник статей. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 191с.
3.Очерки Марджани о восточных народах. - Казань: Татар. кн.изд-во, 2003. - 175с.
4.Шигабутдин Марджани: Наследие и современность. Сборник статей. - Казань: Алма-Лит, 2008. - 325с.
5.Юзеев А. Шихаб ад-дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. - Казань: Иман, 1997. - 60с.
6.Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. / Мунир Юсупов - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 271с., с ил.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.