На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Уменье чувствовать природу"
К 140-летию со дня рождения известного русского художника-пейзажиста И.И.Левитана

"Левитан - самый яркий представитель
простого здорового реализма, гениальный,
широкий, здоровый и сильный поэт,
тесно сжившийся с природой"

А.Н.Бенуа
Автопортрет
Исаак Ильич Левитан родился 18 (30 августа) 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты в интеллигентной еврейской семье. Его дед был раввином. Отец стал учителем иностранных языков, давал уроки в частных домах, работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях. У Исаака были две сестры и брат, материально семья жила небогато. Но в доме Левитанов царила благоприятная для духовного развития детей атмосфера любви и домашнего тепла. С ранних лет Исаак любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать состояния природы. Первоначальное образование Исаак получил дома, затем отец будущего художника перевез семью в Москву, чтобы обеспечить детям возможность выйти в люди. В Москве семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец. Когда Исааку было пятнадцать лет, у него умерла мать, а через два года - отец. Оставшимся без родителей детям пришлось вести почти нищенский образ жизни.
Тяга к изобразительному искусству у Исаака проявилась рано. Он выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище проявились незаурядные способности Левитана. Художник-пейзажист А.Саврасов, видя искренность и поэтичность вечно нуждающегося ученика, стремился материально хоть как-то облегчить его положение. И хотя бытовое положение Левитана еще долго оставалось бедственным (он порой голодал, ночевал на чердаке), уже первые его работы показали, что он талант.
Осенний день. СокольникиВ 1880 году, когда Левитану исполнилось двадцать лет, на ученической выставке появилась картина "Осенний день. Сокольники", показавшая значительность таланта юного художника. Художник изобразил усыпанную опавшими листьями аллею старого парка. По аллле идет, предавшись грустным думам, молодая женщина в черном (ее фигура была написана товарищем И.Левитана по Училищу Николаем Чеховым - братом известного писателя). В картине соединились поэзия осеннего увядания и человеческое одиночество. Задумчивость и грусть несут в себе плывущие по пасмурному небу низкие серые облака. Замечательная "лирика неба" отныне будет всегда одним из неповторимых достоинств живописи И.Левитана.
Сокровенность лиризма художника выразилась в маленьком этюде к этой картине - "Осенние листья", где И.Левитан нежнейшими тихими касаниями кисти передал колдовскую красоту лежащих на розовато-серой земле осенней аллеи опавших листьев, переливы их золотистых и опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок.
Известно, что И.Левитан относился к деревьям как к существам, способным чувствовать, болеть, радоваться, тянуться к солнцу в дни весеннего возрождения, грустить, роняя листву перед наступлением холодов, становится печальными от гнета пригибающего их ветви снега. Он неделями мог пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая природу, страстно увлекался рыболовством. С 1884 года, когда Исаак Ильич окончил обучение, он начал участвовать в передвижных выставках, и его работы имели успех у ценителей искусства.
Тяжелые жизненные обстоятельства, бедность, бездомность, конечно же, наложили отпечаток на характер художника. В быту он часто казался печальным и разочарованным, у него начала развиваться неврастения. Его часто настигали приступы меланхолии и тоски. Но к природе он относился с восторгом, восхищением.
Портрет ЧеховаЛюбимым временем года у него была весна. И.И.Левитан, подобно П.И.Чайковскому, музыку которого он высоко ценил, имел "весеннюю душу". Кстати, творчество этих двух мастеров часто и справедливо сравнивали. Истинным шедевром И.Левитана стал этюд "Первая зелень. Май", где он изобразил лужайку перед палисадником, за которым виднеется крестьянская изба. Этюд полон чувством весенней радости, тихого застенчивого ликования. В то же время художник никогда не писал жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет ласково, мягко играет. Уже в молодые годы целью своего искусства он сделал совпадение "языка" природы и человеческой души.
Левитану среди писателей особенно близким по духу был Антон Павлович Чехов, с которым художника связывали тесные творческие и личные дружеские отношения. Знакомство И.Левитана с А.Чеховым началось еще тогда, когда они оба были бедными студентами. В 1885 году И.Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в Река Истраподмосковной усадьбе Бабкино, на реке Истра близ Нового Иерусалима. Небольшой пейзаж "Река Истра" прекрасно передает ощущение покоя тихого летнего дня, исполнен детской радости. В центре холста художник поместил плавно, изящно извивающуюся речку, в водах которой отражается светлое небо.
И.И.Левитан, переживший тяжелый душевный кризис, нашел в семье Чеховых поистине родственное, теплое отношение и помощь. Он оказался в атмосфере молодой радости, любви к природе, живому слову и искусству. Заметное место в развлечениях молодежи занимали маскарадные сценки. В их разыгрывании принимал участие и И.Левитан, изображавший то черкеса, то богатого купца.
Духовная близость двух мастеров проявилась в переписке А.Чехова и И.Левитана, в которой художник раскрывал свою светлую, доверчивую и в тоже время нервно-импульсивную натуру. А.Чехов называл художника "Левиташей". И.Левитан считал некоторые из описаний А.Чеховым природы "верхом совершенства". Теплые, сердечные отношения И.Левитана и А.Чехова сохранились до последних дней художника, когда А.Чехов с болью и трогательной заботой следил за состоянием заболевшего смертельным недугом друга.
В Бабкине был начат и такой шедевр И.Левитана, как картина "Березовая роща". Художник изобразил благодатный уголок молодого березового леса: ярко зеленые листья деревьев, сочную траву, где видны синие искорки цветов.
Весной 1888 года И.Левитан вместе с друзьями - художником А.С.Степановым и своей ученицей С.П.Кувшинниковой - отправляется в путешествие - сначала на Оку, затем - на пароходе до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Прилив творческой энергии И.Левитан особо ощутил во время пребывания в небольшом заштатном городке Плёсе, ставшим для Исаака Ильича своеобразным "Болдиным". Дни, проведенные здесь, стали самыми счастливыми в его жизни. Уютный патриархальный городок, богатые и красивые окрестные леса, волжские просторы принесли ему желанное душевное равновесие и натуру для творчества.
Плёсские работы И.Левитана прежде всего посвящены Волге. В картине "На Волге" художник передает ощущение зачарованности зеркальной глади воды с отражающимися в ней лесистыми берегами и небом. К одним из лучших работ волжской серии относится картина "После дождя. Плёс", где И.Левитан передал движение жизни "умывшейся природы".
Вечер. Золотой ПлёсОдним из шедевров И.Левитана стала картина "Вечер. Золотой Плёс", где он с высоты птичьего полета запечатлен вид на Волгу и городок на исходе теплого дня. Художник передал в картине ощущение умиротворенной тишины. Почти физически ощущается вечерняя свежесть воздуха. Волга в искусстве зрелого И.Левитана является неким воплощением жизни в ее чистом, незамутненном, естественном движении поэтической сущности.
Художник бывал в заграничных поездках, но всегда тосковал по России. Так из Ниццы Исаак Ильич писал: "Нет лучше страны, чем Россия. Только в России может быть настоящий пейзажист". В этом смысле характерно создание им после возвращения из-за границы картины "Тихая обитель". На полотне он изобразил окруженный рощей монастырь, войти в который приглашает тропинка, ведущая к легкому мостику через неширокую спокойную реку, а затем к церквям и белой колокольне. Художник приглашает полюбоваться красотой света предзакатного солнца, испытать сладкое чувство "покоя и воли", просветленной созерцательности и тишины.
В свои зрелые годы И.Левитан поражал всякого своим замечательным лицом и чуткими, вдумчивыми глазами, в которых светилась редкая и до крайности чуткая, поэтическая душа. Конечно же, у И.Левитана, как и у всех людей, были свои недостатки, прежде всего связанные с проявлением неврастении, вызывавшей у него порой раздражительность и нервные срывы, от которых он очень мучился. Над своей красотой сам Левитан все время иронизировал, болезнь сознавал как нечто бесконечно чуждое его сущности. Он был влюбчив и наделен страстным темпераментом, хотя его считали мягким и сдержанным. Художник очень любил музыку, часто работал под произведения П.И.Чайковского, Э.Грига, Л.Бетховена, исполнявшиеся по его просьбе С.Кувшинниковой. Сохранились свидетельства, что он хорошо пел романсы, подыгрывая себе на гитаре.
Одним из самых музыкальных произведений И.Левитана стала картина "Вечерний звон". На картине изображен окруженный осенним лесом монастырь, расположенный у излучины полноводной спокойной реки, в которой отражается высокое предзакатное небо. "Эхо" отражений на зеркальной глади воды создает ощущение торжественного и мелодичного звучания картины. Пристрастие к изображению старинных церквей, колоколен, ветхих часовенок сохранилось у мастера до конца жизни. Исаак Ильич не был православным христианином, не принимал крещения, но с одинаковым уважением относился к различным религиям, видел в религиозной вере различные формы искания "солнца истины", идеально нравственных стремлений, "божественному нечто, разлитому везде".
Но рядом с произведениями, утверждающими красоту русской земли, в творчестве И.Левитана появляются и такие, в которых преобладает драматическое начало. В них отразилось и его страдание от собственных столкновений со злом и несправедливостью мира сего, часто они были связаны с его национальностью, хотя в определенном смысле он был более русским, чем кто другой из художников того времени.
ВладимиркаПрограммным произведением И.Левитана является его знаменитая картина "Владимирка". Это полотно написано под впечатлением встречи с печально известным трактом во время пребывания летом 1892 года в пушкинском Болдине (художник вышел на тракт, возвращаясь с охоты близ Городка Владимирской губернии). Хотя за несколько лет до создания полотна "Владимирка" эта дорога перестала быть главной дорогой, по которой шли по этапу в Сибирь каторжане (их стали отправлять по железной дороге). Память о "звоне кандальном" определяет образный строй левитановской картины. И.Левитан сумел передать чувство скорби, которое вызвало у него созерцание этой дороги. Невеселые думы навевает и пасмурное небо с плывущими по нему серыми облаками, вдалеке видна лишь маленькая фигура одинокой странницы, с молитвой обратившейся к иконе на придорожном столбике-голубце. Картина представляет собой тип исторического пейзажа. Художник передал ее в дар П.Третьякову, которого считал "Великим гражданином".
Над вечным покоемДругой масштабной картиной И.Левитана стала работа "Над вечным покоем". Мастер признался в письме к П.Третьякову, что в этой картине он "весь", "со своей психикой, со своим содержанием". Художник изобразил с высоты птичьего полета свинцово-матовые воды уходящего в пустынную даль озера. Над озером, в сумрачном небе, клубятся тяжелые темные тучи. На мысе расположены ветхая деревянная часовня, кладбище с покосившимися крестами, поросшие "травой забвения" могилы. И.Левитан насытил картину чувством неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им "островка времени" перед лицом океана вечной и "равнодушной" к человеку природы.
Замечательно написаны художником грозовое небо с тусклыми, болезненно-желтыми просветами в рваных облаках, кладбищенские деревья, которые гнет и ломает холодный ветер, сизые безлюдные дали. Строга и ясна композиция полотна; высоко и величественно небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся огоньком. Художнику близка мысль о свете, который тьма не погасит. Торжество туч не вечно, и на смену пасмурным сумеркам обязательно придет момент, когда ветер их разгонит, с неба польются потоки солнечных лучей, и неуютная даль станет светлой и радостной.
МартВ 1895 году Левитан заканчивает картину "Март". Здесь он передает радость наступления весны, начало пробуждения, воскрешения природы от зимнего холода и сна. Художник замечательно пишет высокое синее небо, помолодевшую сочную хвою елей, зеленовато-желтые стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу лучиками своих ветвей. Солнечной теплотой веет от желтизны тесаных досок, которыми обиты стены летнего домика. Вся картина исполнена той особенной человеческой радости, которая приходит весной, когда выставляется первая рама.
Весна - большая водаОдна из вершин поэтической весенней лирики стала написанная в 1897 году картина "Весна - большая вода", для написания которой художник выехал в полюбившийся ему тверской озерный край. В итоге возникло произведение, исполненное высокой, скромной простоты, естественности.
Золотая осеньКак некое прощальное цветение природы перед наступлением зимних холодов воспринимается праздничное убранство осени в картине "Золотая осень", написанной в 1895 году. Здесь и червонное золото листвы, и ясное небо, и яркая зелень озимых, и красные всполохи боярышника. Интересно, что сам И.Левитан не вполне был удовлетворен этой прекрасной картиной, говорил, что она "грубая".
К сожалению, 1896-1897 годы для Исаака Ильича Левитана стали не только временем больших достижений, но и печальным, роковым рубежом. После вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца. Вскоре стала очевидной и вся мера тяжести, неизлечимость болезни. Но художник относился к своему состоянию с философской мудростью. Особенно характерным для конца 1890-х годов было обращение Левитана к сумеречным и ночным пейзажам, изображение спящих деревень, лунных тихих ночей, когда "пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит". Именно в последние годы своей жизни И.Левитан активно участвует в художественной жизни, экспонирует свои картины на многих выставках в России и за рубежом.
ОзероГлавным произведением позднего И.Левитана стала большая картина "Озеро". Это полотно стало "лебединой песнью" художника. Картина производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, "перезвоном", объединяющим высокое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера.
Весной 1900 год, вскоре после приезда из Парижа, Исаак Ильич Левитан простудился на даче в Химках, куда ездил на этюды с учениками. 22 июля 1900 года, не дожив всего 26 дней до 40-летия, он скончался от легочного кровоизлияния.
И.И.Левитан вошел в нашу культуру великим мастером русского пейзажа. Его творчество неразрывно связано с любимых им русскими полями и лесами, рекой Волгой. О судьбе природы сегодня с оптимистическими интонациями говорить не приходится. Слишком велика ныне "экологическая мука" Земли, слишком очевидно, сколь губительными оказались плоды человеческой деятельности. От нашей способности восстановить "солнечную меру" отношения к миру, воссоединиться с "духом И.Левитана", во многом зависит и наше будущее, сама наша способность жить на Земле.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.