На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Идеальный тенор (к 140-летию со дня рождения Энрико Карузо)

Ровесником нашего земляка, великого баса мирового значения Федора Ивановича Шаляпина, был замечательный итальянский тенор Энрико Карузо. Ф.И.Шаляпин связывали с Э. Карузо не только несколько совместных выступлений, но и теплые дружеские отношения, общая страсть к рисованию. Вспоминая первую встречу с Карузо в 1901 году в Милане, на сцене прославленного театра "Ла Скала", Федор Иванович писал: "Карузо произвел на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос - это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!". Певца по достоинству оценили при жизни. Карузо был награжден орденом Почетного легиона и английским Викторианским орденом, немецким орденом Красного орла и золотою медалью на ленте Фридриха Великого, орденом офицера Итальянской Короны.
Э. Карузо родился 24 февраля 1873 года в Неаполе в семье рабочего. С самого раннего детства пение было для него одним из самых любимых занятий. Энрико обладал красивым, звучным голосом - контральто. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Энрико окончил лишь начальную школу, получил минимально необходимые знания в области музыки и пения у местных преподавателей. Подростком он начал работать на фабрике, где трудился его отец. Стать профессиональным певцом у Карузо было мало перспектив, но на помощь пришел Его Величество Случай.
В опере "Друг Франческо", поставленной меломаном Морелли, Карузо доверили одну из партий. Зрители сразу оценили красивый голос Энрико, и он получил приглашение в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо с достоинством прошел "боевое крещенье", о его неординарном таланте заговорила музыкальная общественность.
Огромный успех сопутствовал ему во время выступлений в миланском театре Ла Скала, где он встретился с выдающимся дирижером Артуро Тосканини. Карузо приглашают петь в европейские театры. В 1899-1900 годах Энрико Карузо с триумфом поет в России. В нашей стране ему был оказан теплый прием, зрители были в восторге. Он выступал в Петербурге зимой, и, несмотря на 36-градусный мороз на улице, после спектаклей его ожидала толпа восторженных поклонников. Император Николаем II подарил певцу серебряный столовый набор из 250 предметов.
В 1897 году Энрико Карузо встретился с певицей Адой Джакетти. Они познакомились на одном из совместных выступлений. Карузо без памяти влюбился в Аду, но она вначале не замечала его. Со временем, когда стала восходить звезда певца, Ада ответила на его любовь, оставила семью и соединилась с ним. Джакети стала женой Карузо и матерью двоих сыновей Родольфо и Энрико-младшего. Частые отлучки Карузо, его непрекращающиеся гастроли и ревность Ады к его мимолетным увлечениям охладили их отношения. Ада не только оставила его, сбежав с их личным шофером, но и подала на певца в суд, пытаясь добиться денежной компенсации. Позже у Карузо будет новая семья, вторая жена певца Дороти родит ему дочь Глорию.
В феврале 1901 года Карузо исполнил партию Фауста в опере "Мефистофель" Арриго Бойто в театре "Ла Скала". За дирижерским пультом находился Артуро Тосканини, а партнером Карузо был молодой Федор Шаляпин, который блестяще спел партию Мефистофеля.
Энрико Карузо был удивительной и многогранной личностью, напоминающей по масштабу своего дарования Шаляпина. Он был не только уникальным певцом, "со слезой в голосе", но и автором нескольких песен и книги "Как нужно петь", великолепным карикатуристом, акварелистом, скульптором. Все эти качества помогали ему создавать на сцене образы, которые глубоко проникали в сердца слушателей.
В 1903 году состоялся дебют Карузо в театре "Метрополитен" (г.Нью-Йорк), где он сразу завоевал американскую публику. Певец подписывает с этим театром контракт на целый год. В Америке Энрико сопутствовал неизменный успех. Появление имени Э.Карузо на афишах было каждый раз событием в городе. Карузо был занят в театре "Метропрлитен" только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Он пел практически во всех странах Европы, побывал в Северной и Южной Америке.
Успех приходил к вокалисту не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора, органично жить на сцене. "В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходилось мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор".
24 декабря 1920 года Карузо выступил в своем последнем, оперном спектакле в театре "Метрополитен". Певец чувствовал себя очень плохо, у него развивался гнойный плеврит. В течение спектакля он испытывал мучительные боли, его лихорадило, но Энрико держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале зрители, не зная о его трагедии, неистово аплодировали. Они слышали последнюю песню великого тенора.
Энрико Карузо уехал в Италию, где мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало. Ему было только 48 лет. Его тело было забальзамировано и выставлено в хрустальном гробу в капелле кладбища Санта Мария дель Пьянто. В 1933 году гроб пришлось закрыть, но поток поклонников певца все равно не иссякал. Люди из разных стран приезжали в Неаполь, чтобы поклониться его праху.
Достойной таланту великого Карузо стала музыкальная композиция Лучо (Лучио) Далла "Памяти Карузо". Л.Далла - один из самых значительных итальянских певцов, композиторов и актёров современности. 4 марта 2013 года Лучо Далла исполнилось бы 70 лет. Вот уже год (1 марта), как его нет с нами.
Изначально сформировавшийся как джазовый музыкант, в более зрелой стадии своего творчества Лучо раскрылся как автор песен и текстов к ним. Он оставил за собой более пятидесяти лет творческой карьеры. Многие его песни приобрели известность за пределами Италии и переведены на другие языки. Песню "Карузо" ("Памяти Карузо) включали в свои концерты Лючано Паваротти, Андреа Бочелли, Хулио Иглесиас, Мильва, Николай Басков, Мирей Матьё (на французском языке). Лучо Далла обожал Неаполь - родной город Энрико Карузо, страстно любил неаполитанский диалект.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Булыгин А. К. Карузо / А.К.Булыгин. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 438 с.
2.Ильин Ю. Великий Карузо. / Ю.Ильин, С.Михеев. - СПб.: Глаголъ, 1995. - 264 с.
3.Фучито С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / С.Фучито, Б.Бейер / пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. - 56 с.
4.Энрико Карузо на сцене и в жизни / пер. с англ. - М.: Аграф, 2002. - 480 с.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.