На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Живописец праздника жизни (к 140-летию со дня рождения художника П.Кончаловского)

"Пока художник идет от самой природы,
его восприятия свежи,
интересны всякие его искания,
нова и значительна его живопись"

П.Кончаловский

21 февраля 2016 года исполняется 140 лет со дня рождения художника Петра Кончаловского. В русской живописи XX века место П. Кончаловского - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.
Будущий известный художник родился в городе Славянске в семье литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей.
Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Семья переехала в Харьков, где Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи. Затем Кончаловские переехали в Москву, и Петр стал ходить на вечерние занятия в Строгановское училище. Живопись все больше и больше влекла юношу. Вместе с художником Коровиным он уехал в Париж и два года занимался в Академии Жюлиана. По возвращении в Россию он поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
В 1907 году П.Кончаловский поехал в Париж, где посетил выставку голландского художника Ван Гога, которая потрясла его. "Произведения Ван Гога, - писал позже П.Кончаловский, - раскрыли мне глаза на живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, а настойчиво искать в ней характерное".
Влияние Ван Гога ощутимо в картинах, написанных в Южной Франции. Затем к Петру Петровичу пришло увлечение картинами художника Ларионова.
Петр Кончаловский являлся членом общества художников "Бубновый валет", где изучались принципы кубизма, творчество Сезанна. Общество "Бубновый валет" объединило молодых новаторов, не удовлетворенных пассивным, чисто зрительным отображением мира на холсте. Они хотели вытеснить это иллюзорное, недостаточно, по их ощущению, материальное восприятие другим - пластически объемным, весомым, осязательно конкретным и энергичным. Композиции Кончаловского того времени обычно просты, но имеют чувственную материальность. Живопись художника отличается особой плотностью, кажется, что его краски замешаны не на масле, а на глине.
В 1910 году Кончаловский пишет композицию "Бой быков". Натура в работе как бы утрачивает свою динамичность, главное в ней - характерность. Характерность особенно заметна в двух семейных портретах 1911 и 1912 годов, на которых автор изобразил жену Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую очень любил рисовать. Ольга Васильевна была дочерью великого художника Сурикова, в нее Петр Петрович был влюблён с самой ранней юности.
Дочь Наташа стала известной писательницей, вышла замуж поэта Сергея Михалкова. Их сыновья - Андрон (Андрей) Михалков-Кончаловский и Никита Михалков стали известными кинорежиссерами.
В 1910-1912 годах в работах Кончаловского появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрморте, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. К этому периоду относится натюрморт "Пиво и вобла".
В начале Первой мировой войны Кончаловский был мобилизован на фронт как офицер-артиллерист, в 1915 году получил ранение, а в 1917 демобилизован с фронта в Москву в школу военной маскировки. Даже во время войны он продолжал писать картины. К этому времени принадлежит его знаменитый натюрморт "Агава". Художник всю свою жизнь очень любил писать натюрморты, через них он выражал себя, свое мироощущение, свои чувства.
Своим духовным отцом Петр Кончаловкий всегда считал В.Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.
Очень интересны портреты Кончаловского, где человек показан в мгновение особого вдохновения - это портреты Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда. В очень большом по размеру портрете В. Э. Мейерхольда, необычайно нарядном, потому что режиссер написан на узорном фоне среднеазиатской вышивки, резким диссонансом звучит драматическая нота - страдальческое лицо человека, загнанного в тупик, ждущего гибели.
Петр Петрович Кончаловский работал и как художник театра. Он создал оформление для постановки оперы А. Рубинштейна "Купец Калашников" в театре Зимина. Увлеченный в этот период примитивами, художник выполнил работу в стиле лубка.
В 1946 года П.Кончаловскому присвоили звание Народный художник РСФСР. В 1947 году он стал действительным членом АХ СССР. Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года. За свою творческую жизнь он создал около двух тысяч картин. Самыми ценными его качествами как художника явились умение видеть и воплощать на холсте чувственную красоту и смелое новаторство.

При подготовке материала использована книга:
Великие художники 20 века. Авторы-составители Богданов П.С., Богданова Г.Б. - М.: Мартин, 2001. - 479с.
Издание находится в фонде зала визуальных искусств ГБУК РТ "Республиканская юношеская библиотека"




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.