На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Талантливый симфонист (к 150-летию со дня рождения А.К.Глазунова)

10 августа 2015 года исполняется 150 лет со дня рождения известного русского композитора и дирижера Александра Константиновича Глазунова.
Будущий музыкант родился в Петербурге в семье книгоиздателей, но семья была очень музыкальной. Мать композитора была неплохой пианисткой, брала уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга. Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. Впоследствии это увлечение уступило место горячей любви к творениям Михаила Глинки и других русских композиторов.
В отроческом возрасте Глазунов познакомился с известным композитором М. Балакиревым, который увидел в его музыкальных сочинениях признаки несомненного таланта и направил Александра на занятия к Н.А. Римскому-Корсакову. Необычайная организованность в занятиях музыкой позволили Александру уже в раннем возрасте достигнуть высокого мастерства. Он сочинял романсы, оркестровые пьесы, наброски опер. В 1881 году Глазунов в возрасте шестнадцати лет закончил свою первую симфонию. "Юная по исполнению, но уже зрелая по технике и по форме, симфония имела большой успех",- писал Н.А. Римский-Корсаков.
На премьере симфонии Глазунов встретился с богатым лесопромышленником, страстным любителем музыки М. Беляевым, который решил пропагандировать творчество молодого музыканта. Вместе с Беляевым Александр совершил путешествие по Европе, которое многое дало его творчеству.
В 1884 году Глазунов познакомился с П.И. Чайковским, между ними завязались долгие дружеские отношения. Петр Ильич с большим вниманием относился к творчеству Александра Глазунова. Отчасти благодаря творческому общению с Чайковским музыка Глазунова приобрела драматизм и патетическую взволнованность.
В 1884 году Беляев учредил премии за новые сочинения русских композиторов. Через год Глазунов получил премию за свой первый струнный квартет и пожертвовал ее на памятник М.П. Мусоргскому. Беляеву также принадлежит идея проведения концертов, где несколько программ состояло бы только из сочинений русских композиторов. Эти "Русские симфонические концерты" устраивались в течение тридцати лет, и на каждом концерте исполнялось новое оркестровое произведение Глазунова, который сочинял быстро и много. На концертах Глазунова прозвучали поэма "Стенька Разин", фантазия "Море", картины "Кремль" и "Весна".
В 1889 году на очередной Всемирной выставке в Париже, где Беляев организовал два концерта, Александр Константинович выступал как дирижер своих произведений.
К 1890-м годам Глазунов достиг вершин своего таланта, полного расцвета своих творческих сил и блестящего совершенства техники. В эти два десятилетия на рубеже старого и нового веков Глазунов создал свои лучшие произведения. К числу наиболее значительных произведений Глазунова, прежде всего, относятся его последние симфонии, начиная с Четвертой и включая последнюю, Восьмую. К этим годам относятся и балеты Глазунова. Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету "Раймонда". Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа - ведущему русскому балетмейстеру. Либретто "Раймонды" было основано на средневековой рыцарской легенде. Партитура "Раймонды" была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Музыка "Раймонды" принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. В I акте выделяется Большой вальс, удивительно пластичный, с выразительными мелодиями.
Далее Глазунов сочиняет балет "Барышня-крестьянка". Третий балет "Времена года" более всех интересен по своим чисто музыкальным качествам. Весь балет представляет собой четыре картины: зиму, весну, лето, осень.
Партитура этого балета - образец блестящего оркестрового искусства Глазунова.
В 1899 году Александр Константинович стал профессором Петербургской консерватории. Его общественно-музыкальная деятельность становится особенно интенсивной. В основном он занимался педагогической и дирижерской деятельностью. Глазунов приступает к написанию Девятой симфонии, но успевает ее закончить.
Октябрьская революция застала Глазунова поглощенным педагогической и общественной деятельностью. Несмотря на трудности первых революционных лет, он отдавал всю энергию делу музыкального просвещения. В 1922 году в связи с празднованием сорокалетия творческой деятельности Александру Константиновичу было присвоено звание народного артиста. Юбилей был отмечен рядом авторских концертов и постановкой балета "Раймонда". Осенью 1928 года Глазунов выехал за границу, где провел и последние годы своей жизни, там он продолжил свою композиторскую и дирижерскую деятельность. Его с восторгом встречали Париж, Мадрид, Лиссабон, Валенсия. В 1929 оду Александр Константинович посетил Америку, где успешно давал концерты. Затем был ряд гастролей в Польше, Чехословакии, Голландии, где известного русского композитора и дирижера встречали восторженно и с большим почтением.
Умер Александр Константинович Глазунов в Париже 21 марта 1936 года.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.