На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




"Галерея гениев"
Серия книг, посвященных выдающимся русским и зарубежным художникам

Республиканская юношеская библиотека Татарстана представляет серию книг "Галерея гениев", посвященных жизни и творчеству выдающихся русских и зарубежных художников. Книги выпущены издательством "Олма Медиа Групп" в 2008 году. Эта серия находится в отделе искусств библиотеки и представляет большой интерес для широкого круга читателей. В форме увлекательного поэтического рассказа дается биография художника, раскрывается специфика его творчества, история создания картин. Издания богато иллюстрированы.
Книга Е.В.Громовой "Кустодиев" освещает жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927), создавшего великолепные произведения практически во всех областях изобразительного искусства. Его творчество ассоциируется с радостным и праздничным миром ярмарок, балаганов, масленицы, городских и сельских гуляний, чаепитием и всем тем, что называют русской самобытностью. Это художник, воспевший загадочную провинциальную Русь с ее звонкими мелодиями красок, сказочными пышнотелыми красавицами, музыкой колоколов, васильковыми полями и широкими просторами, Кустодиев был прекрасным портретистом, интересным скульптором, выдающимся графиком-иллюстратором. Страстный поклонник театра, он создавал изумительные по яркой красоте театральные декорации и костюмы.
Веселый, остроумный Кустодиев обожал общение. Сочетание мощности таланта и волевого характера притягивало к нему людей. В его доме бывали поэты А.Блок и М.Волошин, юный музыкант Д.Шостакович, великий певец Ф.Шаляпин, будущие нобелевские лауреаты Н.Семенов и П.Капица. Со многими из них он поддерживал близкие отношения.
Судьба этого бесконечно жизнерадостного художника оказалась трагичной. Последние одиннадцать лет своей жизни из-за тяжелой болезни позвоночника он, так любивший путешествия и новые впечатления, был прикован к инвалидному креслу. Несмотря на тяжелые обстоятельства, именно это период стал вершиной творческого вдохновения Бориса Михайловича, подарившего отечественной культуре такие шедевры, как "Купчиха за чаем", "Русская Венера", "Портрет Ф.И.Шаляпина". Б.М.Кустодиев до конца своих дней как романтический рыцарь остался верным своей любви к искусству. Искусство для Б. Кустодиева было неотделимо от жизни, и любовь к нему подарила художнику ту духовную силу, которая позволила сделать искусством собственную судьбу, достойную изложения в художественном романе.
Содержанием книги Т.В.Постниковой "Суриков" стали жизнь и творчество одного из величайших живописцев мира, художника-мыслителя, показавшего историю России в ее переломных и трагических моментах, Василия Ивановича Сурикова. Его монументальные полотна мощно воздействуют на зрителя, убеждая в подлинности, словно воочию увиденных художником событий. Современник передвижников, Суриков не вписывается полностью в рамки господствовавшего тогда в искусстве критического реализма. Содержание исторической и портретной живописи В.Сурикова - Человек и Вечность. В.Суриков как личность выделяется среди художников исключительной цельностью и самодостаточностью, нравственной силой и душевным здоровьем. Никогда не стремясь доказать кому то ни было свою правоту, не заботясь о наградах и званиях, упорно отказываясь в конце жизни от официальных должностей, художник с самого начала шел однажды и навсегда выбранным путем. Творчество и духовная свобода были для него высшей ценностью. Он никогда не писал на заказ, воплощая в своих произведениях лишь то, что было им глубоко прочувствовано и выстрадано.
В.Суриков родился в Красноярске, происходил из старинного казачьего рода. Художник гордился вольнолюбивыми предками, заботливо собирал сведения о них. Красноярцы сохраняли в быту древнерусский уклад. Предметы старины окружали художника в родном доме и домах многочисленных родственников. И впоследствии история была для Сурикова не ушедшим прошлым, которое надо изучать по книгам и археологическим свидетельствованиям, а живой реальностью, питательной средой для творчества.
Василий Иванович уехал из Красноярска в возрасте 21 года, но его мысли и чувства всегда оставались с Сибирью, словно он никогда ее не покидал. На протяжении всей жизни для него исключительно важны были не только тесные связи с матерью и братом, но и физическое прикосновение к родной земле. В своих письмах Суриков часто просил близких прислать ему сушеных ягод, вяленой оленины, чтобы снова ощутить знакомый с детства вкус даров сибирской природы. Именно из Сибири происходил тот "космический" масштаб видения, который даровал художнику мудрость и мужество, ощущение непреходящей красоты бытия.
Книга Е.Н.Евстратовой "Репин" посвящена одному из самых ярких мастеров мирового изобразительного искусства, художнику с необыкновенным размахом писавшему восхищавшие его живые картины действительности, создававшего поразительные, запоминающиеся человеческие характеры, - Илье Ефимовичу Репину. Большие многофигурные картины Репина рождались чаще всего не от абстрактной идеи, а от яркого живописно-зрительского образа. Так, при первой встрече с бурлаками на Неве художника поразил не только социальный контраст оборванных грязных "чудищ" с "чистым ароматным цветником господ", но и живописность представившейся его взору картины.
На протяжении всей жизни И.Репин писал портреты. Лучшие портреты он создавал за несколько сеансов, очень быстро. Примечательно, что у Репина нет ни одного "трафаретного", похожего на другие, портрета. Для каждой модели он находил подходящие только ей позу, поворот головы, положение рук, фон. Взгляд живых глаз персонажей поражает, завораживает. Репин почти не писал портреты по фотографии, ему нужно было вдохновляться натурой. Репин блестяще рисовал акварелью, углем, сепией, цветными карандашами, масляными красками. Илья Ефимович признавался, что едва ли провел хотя бы один день своей жизни без рисования. "Зачем нужен фотоаппарат, когда проще и легче нарисовать" - удивлялся художник.
Последние 30 лет жизни И.Репин провел в Финляндии, в имении "Пенаты". Оторванный от Родины, Илья Ефимович страдал от одиночества. Он почти не создавал значительных живописных произведений, в основном занимаясь графикой. Современники по-разному оценивали творения И.Репина, вокруг его картин часто велись споры. Но теперь уже очевидно, что его творчество вобрало в себя все самое типичное, самое характерное для русской живописи второй половины XIX века.
Жизнь и творчество одной из самых загадочных фигур в истории мировой культуры Иеронима Босха стали содержанием книги О.В.Морозовой "Босх". Многие произведения этого нидерландского мастера поистине уникальны и не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Творчество этого глубокого художника-философа, "почетного профессора ночных кошмаров" и предтечи сюрреализма удивляет и поражает живописным и композиционным новаторством, поэтикой гротеска и религиозными образами медитативами, особым миром художественных образов и символов, над разгадкой значений которых до сих пор бьются исследователи. Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая, а грешных обитателей Земли. Он не использовал метод работы с натуры, его не интересовала проблематичность изображения человеческого тела, построение математически выверенной перспективы. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. И.Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир населен грешниками, монстрами, демонами.
Сведения, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что Босх был вполне благополучным и уважаемым человеком, женатым на знатной женщине, принесшей в приданое солидное состояние, передавшей мужу право им распоряжаться. Художник не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов. Точные факты из жизни Босха известны только из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана жизнь мастера. Откуда это добропорядочный и благочестивый бюргер, успешный, уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока? Видимо, их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Это была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Босх отразил этот процесс в картинах.
Иероним Босх, который пользовался большой популярностью у людей искусства 1XVI-XVII вв., был совершенно забыт в XVIII веке и снова стал востребованным лишь в XX веке, в эпоху появления экспрессионизма и сюрреализма.





Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.