На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Величайший художник немецкого Возрождения (к 545-летию Альбрехта Дюрера)

21 мая 2016 года исполняется 545 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера. Великий немецкий художник, крупнейший представитель культуры Возрождения в Германии является одним из самых загадочных мастеров с необычным взглядом на искусство и оригинальным мировоззрением.
А.Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Первоначально учился у отца, затем у Нюрнбергского живописца М.Вольгемута. В годы учебы и в годы странствий по Южной Германии, во время поездки в Венецию Дюрер старался впитать в себя художественное наследие пятнадцатого века, но главным его педагогом стала природа. Для Альбрехта, как и для Леонардо да Винчи, искусство представлялось одной из форм познания мира. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины - серию пейзажей. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника - ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. В этих работах видна рука и своеобразный почерк Дюрера.
Дюрер создавал изумительные натюрморты, пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы. Альбрехт Дюрер первым в Германии начал рисовать обнаженное тело. Великий живописец, гравер и рисовальщик, он также изучал математику, перспективу, анатомию и интересовался гуманитарными науками. Вернувшись из путешествий по Южной Германии, Швейцарии, Венеции, он основал собственную художественную мастерскую, где развернулась его многогранная деятельность. Дюрер писал портреты, закладывал основы немецкого национального пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, обогащая их новым жизненным содержанием.
Особое внимание художника привлекала гравюра (вначале – ксилография, а затем гравюра на меди). К ранним произведениям Дюрера (главным образом рисунки и гравюры) относятся выполненные серебряным карандашом «Автопортрет» и «Портрет отца».
В гравюрах на дереве и меди мифологические сюжеты переплетаются с мотивами средневековой фантастики, морализирующая сатира – с жанровыми сценами и остро подмеченными бытовыми подробностями. Это работы «Смерть», «Св. Хризостом», «Блудный сын», «Самсон», «Геркулес». По обыкновению того времени доски для гравюр на дереве резал не сам художник, а специалисты-резчики. Но высокое мастерство гравюр Дюрера дает основание предполагать, что он собственноручно наносил рисунок на доску и пристально следил за работой резчика.
Дюрер смело расширил тематику графики, привлекая литературные и бытовые сюжеты. Высшее достижение творчества Альбрехта конца пятнадцатого века – серия гравюр на дереве на темы Апокалипсиса. Сцены гибели и кары, созданные художником, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. В композиции «Четыре всадника» всадники являются олицетворением известных библейских персонажей. Первый всадник - лучник - Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой Ад, где будут мучиться после смерти все грешники.
Живописные картины и портреты Альбрехта Дюрера отличают четкий рисунок, простота и ясность композиции. Он пишет два автопортрета, портрет отца, несколько религиозных композиций. Художник на картине не приукрашивает облик отца, показывая признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни родителей художника, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним.
1500 год стал переломным в творчестве Дюрера: с этого времени он начал работать над воплощением гармоничного образа человека, построенного на изучении классических образцов. Эти искания нашли отражение в живописном автопортрете, где ясность образа человека эпохи Ренессанса соединилась с взволнованным восприятием мира. На автопортрете мы видим молодого человека с красивым лицом (художнику во время написания работы не было и 30 лет). Его умные и чуть усталые глаза внимательно смотрят на зрителя. Завитые волосы аккуратными локонами спускаются ниже плеч на отделанные мехом дорогие одежды, правая рука приподнята к груди. Все чаще пафос и драматизм прежних работ Дюрера сменялись уравновешенностью и гармонией с усилением роли спокойного повествования и лирической интонации. Цикл «Жизнь Марии» состоит из 19 гравюр и титульного листа. Он выполнен в технике обрезной гравюры на дереве. Этот цикл обращает зрителя к реальной жизни Германии начала шестнадцатого века. Художник наделил героев чертами своих современников и поместил все сцены в реальную обстановку.
В начале шестнадцатого века художник создал две серии гравюр «Страсти». Под «Страстями» подразумевались те физические и духовные страдания, которые испытывал Иисус Христос в последние дни своей земной жизни.
Сохранились сведения, что в те же годы Дюрер занимался архитектурой и скульптурой, изучал строительное дело и фортификацию. После поездки в Венецию Альбрехт создал алтарную композицию «Праздник четок». Вершину творчества мастера знаменуют три гравюры на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», где автор обобщил представление гуманистов того времени о духовной деятельности человека. На гравюре «Меланхолия» изображена крылатая женщина в состоянии задумчивости, её окружают различные предметы. Фигура женщины выделяется на общем плане, словно находится вне окружающего мира. События, жизнь проходят без её участия.
Особенно следует выделить портретные работы 1520-х годов, когда в искусстве Дюрера стали заметнее веяния эпохи Крестьянских войн и Реформации. Героями портретов Альбрехта становятся люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. Творческие искания художника завершили «Четыре апостола», где образы Павла, Петра, Иоанна и Марка исполнены внутреннего огня. Это самое позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи. Некоторые исследователи работ известного художника видят в данной картине четыре человеческих темперамента: сангвиник (Иоанн), холерик (Павел), меланхолик (Марк) и флегматик (Пётр). Можно сказать, что Иоанн – это по натуре искатель, Пётр – толкователь, Марк – деятель и Павел – борец с несогласными. Возможно, что художник отразил в картине четыре возраста человека или же времена года. Есть и такая трактовка сюжета, показывающая путь продвижения в жизнь идеи: за Иоанном стоит – духовное лидерство, за Петром – методология, за Марком – менеджмент, за Павлом – политика.
На склоне лет Альбрехт обратился к научным трудам. Дюрер – автор ряда ученых трактатов, в числе которых «Руководство к измерению». Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день.





При подготовке материала была использована книга: Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. – 640с. Издание находится в фонде зала визуальных искусств ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека».




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.