На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Титан симфонизма (к 245-летию со дня рождения композитора Людвига Ван Бетховена)

Л.В.Бетховен"Две вещи возвышают нашу душу - звездное небо над нами и нравственный закон в нас", - писал философ И.Кант. Эти слова можно отнести и к музыке Бетховена. 17 декабря 2015 года великому немецкому музыканту исполняется 245 лет.
Людвиг Ван Бетховен - композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.
Бетховен родился 17 декабря 1770 года в Бонне, в семье придворного музыканта. Уже ребенком он отличался редкой сосредоточенностью и серьезностью. У Людвига рано обнаружились музыкальные способности. Отец решил сделать из него "маленького Моцарта", заставляя сидеть часами за клавесином. Только непреодолимое влечение к музыке помогли Людвигу перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда его от искусства.
В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в г.Кельне, а затем и в других городах Германии, где имел успех. Школьные годы дали Людвигу мало, его успеваемость была средней. Среднего образования будущему композитору не удалось получить, так как семья жила в нужде. Однако, жадно стремясь пополнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал, был настойчив и упорен. Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, овладел французским и итальянским языками.
В десять лет Бетховен начал постигать тайны композиторской техники. К.Г.Нефе, учитель Бетховена, с самого начала обучения понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности и дисциплины и культуры. Путь к ним лежал через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. К 1782 году относится первое известное сочинение Бетховена. Ему было всего 12 лет. В 1783 году Бетховен получил должность органиста в Боннской придворной капелле. Через четыре года Бетховен смог осуществить свою давнюю мечту - поехать в Вену для встречи с Моцартом. Моцарт высоко оценил богатство фантазии юноши, необычайную манеру исполнения, мастерство импровизации. Вскоре умирает горячо любимая мать Людвига. Юноша вынужден был взять все заботы о семье на себя. Бетховен стал служить в оперном театре, выступал с концертами, давал уроки. Начались суровые будни, тяжелая, полная лишений жизнь. Но Людвиг не сдается, у него много творческих замыслов. В 1792 году он переехал в Вену. В этом городе он выступал в салонах местной знати, имел большой успех у публики. Несмотря на успех Бетховена как пианиста, главным для него было творчество.
Гениальный композитор с жадностью впитывал в себя не только передовую музыку своего времен, но и богатейший творческий опыт музыкантов-современников. В 1796 году Бетховен опубликовал свои первые фортепьянные сонаты. В дальнейшем к этому музыкальному жанру он будет обращаться часто. Именно здесь более всего отразится его творческая эволюция. Наиболее популярными сонатами Бетховена являются "Патетическая", "Лунная" и "Аппассионата".
Патетическая соната" написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие "Большая патетическая соната" принадлежит самому композитору. "Патетическая" (от греческого слова "pathos" - "пафос") означает "с приподнятым, возвышенным настроением". Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по-разному. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение.
В 1801 года Бетховен полюбил прекрасную семнадцатилетнюю девушку, свою ученицу графиню Гвиччарди, обладавшую хорошими музыкальными способностями. Время, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для Бетховена. Д.Гвиччарди композитор посвятил "Лунную сонату". Тоска неразделенной любви, мука потери слуха - всё это выразил композитор в "Лунной сонате". Иллюзия длилась недолго, и уже в "Лунной сонате" видно больше страдания и гнева, чем любви.
Л.В.БетховенСоната для фортепиано № 23 фа минор, также известная как "Аппассионата" (итал. Appassionato - воодушевленно, страстно, живо), - одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 - 1805 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик. В отличие от Сонаты №8, "Патетической", "Appassionata" получила свое название уже после смерти композитора.
Болезнь Бетховена - глухота - настигла Бетховена в зените славы. Композитор тяжело переживал свой недуг, впадая в депрессию. Но усилием воли он все-таки сумел переломить трудную ситуацию, выйти из кризиса. Второй творчески подъем длился около десятилетия. Бетховен создает произведения, полные монументальных идей, драматизма жизненных коллизий, глубины философских раздумий.
Героически звучат его оркестровые увертюры. Музыка к трагедии Гёте "Эгмонт" была закончена Бетховеном в 1810 году. Увертюра - первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События "Эгмонта" относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей - испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. В увертюре "Кориолан" (к драме Коллина) Бетховен с подлинно шекспировской страстностью раскрывает трагический конфликт между чувством гражданского долга и личными побуждениями героя.
Будучи автором восьми симфоний, на вопрос, какую из них он считает лучшей, Бетховен называл "Героическую", которая связана с творчеством Гайдна и Моцарта. Известен факт предполагаемого посвящения симфонии Наполеону, которого Бетховен воспринимал как идеал народного вождя. Однако, едва узнав о провозглашении Наполеона императором Франции, композитор в гневе уничтожил первоначальное посвящение. Музыка симфонии обобщенно передает героические, свободолюбивые идеалы эпохи, саму атмосферу революционного времени.
Бетховен написал не только симфонические произведения, но и оперу. Опера "Фиделио" можно назвать драмой состояний главных героев - мужественной Леоноры и томящегося в заключении Флорестана. Эта опера оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие немецкой романтической оперы девятнадцатого века. Музыка Бетховена действенна, активна, передает напряженное биение мысли, конфликтное противопоставление контрастных образов.
С годами облик Бетховена меняется, он стал избегать светского общества, его глухота все больше прогрессировала. Он стал меньше выступать и дирижировать. Затем совсем прекратил эту практику. Последние его монументальные произведения - "Торжественная месса" и Девятая симфонии, в которую он ввел голоса солистов и хора. Бетховен предстает здесь как великий мыслитель. Величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество.
Первое выступление Девятой симфонии в 1824 году стало триумфом, но Бетховен не слышал ни своей музыки, ни бурных взрывов аплодисментов.
Такое признание должно было вдохновить композитора на создание новых творений, но его силы слабеют. 26 марта 1827 года, когда над прекрасной Веной бушевала грозная снежная буря, Бетховен умер.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.