На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Мастер строгого и лаконичного стиля (к 140-летию со дня рождения известной русской художницы и гравера Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой)

Анна Петровна Остроумова
"Искусство Остроумовой можно назвать красивым,
умным и вдохновенным потому, что глазу и уму
художницы присущ великий дар обобщения"

А.Бенуа

Анна Петровна Остроумова - известная русской художница и гравер, положившая начало создания цветной гравюры на дереве и цветной литографии, прекрасный акварелист.
Будущая художница родилась в 17 мая 1871 года в Петербурге в патриархальной старосветской семье, в жизни которой изобразительное искусство не играло большой роли. В детстве она любила рисовать зверей, причем без чьих-либо советов и подсказок, а прямо с натуры, копировала репродукции из "Нивы" и "Всемирной иллюстрации".
В гимназии рисование было поставлено плохо, поэтому девочка совершенствовала свое мастерство в свободные от занятий дни. Она почти не расставалась с альбомом для рисования. В 13 лет Аня перенесла тяжелую болезнь, которая изменила ее характер. Теперь у нее появилось много свободного времени, и Анна стала посещать вечерние занятия начальной рисовальной школы при Центральном училище барона Штиглица, в которое поступила сразу после окончания гимназии.
В училище преподавалась техника майолики, живопись по фарфору, гравирование. А. Остроумова записалась в граверный класс, так как еще с начальной школы полюбила занятия штриховкой. Над первой своей гравюрой на дереве Анна работала два с половиной месяца. Впоследствии Остроумова писала: "Ощущение, когда инструмент бежит по доске, - совсем особое ощущение. И волнующее, и сладкое".
Учителю В. Матэ ее работа понравилась, он почувствовал в Остроумовой прирожденного гравера и предложил перевести в гравюру пейзаж, но девочке это быстро наскучило, и она оставила класс В. Матэ. Ей стали скучны занятия в училище с бесконечными натюрмортами, чертежными экзерсисами. Остроумову манила Академия художеств, в которой можно было освободиться от технических предметов и стать настоящей художницей.
Она покинула училище и без труда сдала вступительные экзамены в Академию художеств. Проучившись два года, Анна увлеклась импрессионизмом и пуантилизмом. Ее этюды пестрели красками и никак не вписывались в академические рамки. Затем она оставила свое увлечение и была принята в мастерскую И.Репина, где проучилась около трех лет. Она много писала с натуры и усиленно занималась портретом. Анна с жадностью прислушивалась к советам Репина, но ей этого было мало. Чувство неудовлетворенности и тоски не покидало ее все годы учебы. Репин посоветовал ей ехать в Париж - центр современного искусства.
Весной 1898 года А.Остроумова впервые показала на выставке большой портрет своей сестры, который был замечен, после чего родители дали согласие на ее поездку за границу. Остроумова ехала за границу с большим техническим навыком, но без своего мироощущения и амплуа. Она ехала в Париж за настоящим мастерством, свободным и творческим восприятием жизни. Во Франции Анна кропотливо стала постигать "грамматику" живописи в "приготовительном классе" и скоро была допущена к занятиям. Все свободное время она проводила в картинных галереях, в Лувре. Позже она вспоминала: "Каждый приезжающий в Париж находит в нем то, что ему надо. Нет города в мире, где при всей его кипучей жизни и при огромном скоплении людей можно было бы так легко уединиться и сосредоточенно работать".
Во Франции А.Остроумова вновь серьезно стала заниматься гравюрой. Она очень изменилась за зиму и весну в Париже: стала более самостоятельной во взглядах на искусство, выработала свое мировоззрение. Ей даже было предложено продолжить обучение в Нью-Йорке, но она отказалась, так как соскучилась по России и семье. В Россию она вернулась весной 1899 года и сразу же отправилась в Калужскую губернию к родителям. Она мечтала о возрождении гравюры как самостоятельного искусства, непосредственно воплощающего красоту и многообразие мира.
Осенью в Петербурге она встретилась с представителями объединения "Мир искусства" и вошла в самый центр этого движения. Ее первые гравюры сразу получили одобрение среди новых друзей. В группе "Мир искусства" Анна стала одной из самых ярких и цельных фигур. Она создавала прекрасные гравюры на дереве. Теперь все, что она творила, носило отпечаток ее яркой индивидуальности.
Анна Петровна занималась также и акварелью. Ее акварельные работы сдержанны по цвету и лаконичны. Чтобы добиться подобного эффекта, художница делала точный карандашный этюд с натуры и лишь в студии, руководствуясь рисунком и заметками относительно цвета, передавала на бумагу обобщенный образ, отбросив все лишнее.
Художница признавалась, что, работая по памяти, она порой отходила от точной передачи натуры, так как стремилась не к простому копированию, а к передаче "художественной правды".
На академический конкурс она выставила несколько работ, хотя ей ставили в вину дружеские связи с "Миром искусства", к которому в Академии относились отрицательно. Остроумова получила академическое звание и рассталась с Академией.
Много гравюр А.Остроумова посвятила любимому Петербургу. Она изображала не прошлое города, не возвеличивала его, а передавала его живую прелесть, теплый свет его весны, мягкость зимних сумерек, романтичность каналов. Резец в ее руках приобрел почти музыкальную прелесть и мягкость. Петербург А.П. Остроумовой - это гармония улиц, вливающихся в широкие площади, романтических мостов, повисших над каналами, величественных памятников, застывших на площадях.
Весной 1905 года А.Остроумова вышла замуж за своего двоюродного брата С.В. Лебедева, известного ученого-химика, в котором нашла верного друга и единомышленника. Где бы ни жила Анна Петровна, где бы ни проезжала или останавливалась - в руках ее всегда был небольшой блокнот, альбом и карандаш. Путешествия 1911-1914гг. по Голландии, Испании, Италии одарили художницу богатым живописным материалом.
В годы революции и Гражданской войны семья Остроумовых-Лебедевых жила в Петрограде. Было трудно, голодно, холодно. За годы войны художница мало занималась гравюрой, но как раз в это время ею были созданы самые прекрасные работы - "Дворец Бирона и барки", "Венеция", "Декоративный пейзаж", "Снасти". Все эти четыре гравюры являются классическими листами в истории русской гравюры.
В послереволюционные годы Остроумова не покидает Петербурга. Теперь ее петербургские акварели - некий образ души города, сложное и единственное ощущение, что мы называем чувством Петербурга. В 1918 году Анна Петровна стала руководить "классом живописи" на художественном факультете Института фотографии и фототехники. Она продолжала писать акварели, портреты, графические работы.
В 1934 году Анна Петровна потеряла мужа и теперь жила в опустевшей квартире, как в полусне. Жила памятью и волей. Однажды в литературном доме А.Остроумова встретилась с Анной Ахматовой и загорелась сделать портрет поэта, но так и не осмелилась ее об этом просить. В 1940 году художница написала свой автопортрет, на котором она словно на минуту отвлеклась от работы, чтобы удостоить нас своим вниманием. В мае того же года в Русском музее открылась персональная выставка Остроумовой - Лебедевой, на которой было представлено 642 работы.
Великую Отечественную войну Анна Петровна пережила в Ленинграде, вела дневник, делала гравюры, писала акварели. В 1949 году состоялось избрание Остроумовой-Лебедевой действительным членом Академии художеств СССР.
В последние годы она писала книгу "Пути моего творчества". Подходя к концу своего жизненного пути, художница осознавала, что достигла намеченной цели, но отмечала, что многого еще не знает. Художницы не стало в 1955 году.

Использованная литература
Бенуа, А.Н. Остроумова-Лебедева. - М.: Искусство, 1950.
Комарова, И.И., Железнова ,Н.Л. Художники. - М.: Рипол Классик, 2000. - 640 с.
Богданов, А.А. А.П.Остроумова-Лебедева. - Л.: Изобразительное искусство, 1976.
Иванов, Н. Увидеть Париж // Юный художник, -2010, - №12, - С. 10-13.
Иванова, М. Магия акварели //Юный художник, - 2009, - №1, - С. 8-12.
Еремина, И. Любимый город - ее главная тема //Библиополе, - 2008, - №8, - С.80-87.




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Великая Отечественная

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Цитаты великих






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА

Праздники сегодня

Рейтинг@Mail.ru

Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана








© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.