На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




С чего начинается Родина?

Любовь к своей земле, городу, республике, уважение к истории края, его культурным традициям, сохранение наследия своих предков, памяти об их подвигах, любовь к природе родной земли – необходимые условия для формирования человека с осознанной нравственной позицией, человека-патриота. В последние время ведется формирование новой идеологии, направленной на воспитание у молодежи патриотизма и гражданственности. Можно говорить о возрождении воспитательной функции учреждений образования и культуры, возрождении на государственном уровне системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Библиотеки в системе патриотического воспитания занимают особое место.
2017 год Советом министров обороны стран СНГ был объявлен Годом защитника Отечества в СНГ. Также 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии (Указ Президента В.В.Путина от 5 января 2016 года №7), а любовь к природе, сбережение ее богатств, как известно, является проявлением патриотических чувств человека.
В связи с актуальностью вопроса патриотического воспитания молодежи ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека с 1 февраля по 15 мая 2017 года провела анкетирование молодежи республики, результаты которого легли в основу социологического исследования «С чего начинается Родина?». Исследование проводилось с целью получения информации для определения уровня патриотизма молодежи; а также изучения духовно-нравственных ценностей, социальных и личностных качеств подрастающего поколения; отношения к настоящему, а также историческому прошлому своего народа, природным богатствам страны.
В исследовании участвовало более 1150 респондентов: читатели ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека», читатели 26 Централизованных библиотечных систем Татарстана, члены интеллектуального клуба Республиканской юношеской библиотеки «МИК», а также учащиеся специальной (коррекционной) средней общеобразовательной школы–интерната №4 г.Казани, пользователи социальной сети ВКонтакте.
По возрастному составу преобладали молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет (48%), 20-30-летние респонденты составили 40%. Почти две трети респондентов – девушки (60%), 40% - юноши. Из них: 32% - респонденты с незаконченным средним образованием, 13% респондентов имеют среднее образование. 17% - респонденты со средним специальным образованием. 9% - студенты вузов. 26% респондентов имеют диплом о высшем образовании. 29% респондентов составили учащиеся, 6% - служащие. Рабочие специальности имеют 10% респондентов. 6% респондентов - неработающие. Преобладающая часть респондентов – жители небольших городов, сел и деревень республики.

Анализ полученных результатов по данному вопросу дал возможность сделать следующие выводы:

1. Молодежь считает Родиной страну, где они живут, то есть Россию.
2.Большинство респондентов считает разными понятия «Родина» и «малая Родина», считая последнее более узким, но в то же время особо дорогим и близким сердцу местом.
3.«Малая Родина» для респондентов – это, прежде всего, край, где они родились.
4. Молодежи более всего дороги события детства, связанные с семейными праздниками и традициями.
5, 6. Молодежь интересуются жизнью своих предков, гордится трудовыми и ратными подвигами своих дедов и прадедов.
7. Большая часть респондентов считает, что семейные традиции должны быть, так как они укрепляют семью, способствуют связи поколений.
8. Молодежь уважает и ценит семейные реликвии, но в то же время многие респонденты признались, что им ближе все новое и современное.
9. Большинство респондентов ориентировано в качестве жизненного примера на старших членов своей семьи.
10. Основная масса респондентов считает, что любовь к Родине проявляется, прежде всего, в патриотических чувствах.
11. Респонденты, прежде всего, считают себя жителями России.
12. Из всех человеческих качеств респонденты более всего ценят честность и любовь и к людям.
13. Молодежь устраивает жизнь в современном мире, но многие хотели бы «побывать» в СССР.
14. Треть респондентов никогда не покинули бы свою Родину. Две трети респондентов могли уехать из России при определенных обстоятельствах, чтобы реализовать себя, свои способности, найти достойную работу.
15. Более всего молодежь гордится историческим прошлым нашей страны.
16. Молодежь определяет патриота как человека, любящего Родину и преданного ей.
17. Основной массе респондентов близки сердцу родные места, где прошло их детство.
18. Большинство респондентов отмечают положительные изменения в состоянии окружающей среды в месте своего проживания, хотя экологические проблемы остаются.
19. Респонденты готовы участвовать в улучшении экологической обстановки страны, своего города (села), заниматься посадкой деревьев, цветов, уборкой мусора.
20. Как показало исследование, респонденты интересуются историей своего края, посещают краеведческий музей, краеведческий уголок в библиотеке, которую они посещают.
21. Самыми любимыми книжками детства для респондентов были сказки с красочными иллюстрациями.
22. Основную массу респондентов книги и художественные фильмы на патриотическую тему мало не интересуют.
23. Для большинства респондентов слово «Родина» ассоциируется с именами поэтов Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля, космонавта Юрия Гагарина.
24. Большая часть респондентов знает, чьими именами названы улицы, школы, парки их «малой Родины».
25. Самыми важными составляющими понятия «патриотизм» для молодежи являются национальная гордость и гражданский долг.

Рекомендации

Согласно данным социологического исследования, для решения проблемы патриотического воспитания молодежи необходимо:
1.Сделать работу библиотек по данному направлению одним из приоритетных направлений их деятельности, которая должна вестись целенаправленно и систематически. Решая проблему патриотического воспитания молодежи, библиотекам необходимо сосредоточить усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и настоящего. Желательно увеличить значение регионального и местного компонентов патриотизма, что предполагает активизацию поисковой работы; организацию и расширение всех видов краеведческой деятельности, участие молодежи в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края.
2. Для формирования у молодого поколения осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины, развития его патриотических чувств и национального самосознания, углубления знаний об истории и культуре родного края библиотекарю необходимо являться образцом высокой культуры, гражданственности, быть патриотом своей страны, любить свой родной край.
3. Необходимо поднять значимость библиотеки как социального института в воспитании чувства патриотизма, гражданской ответственности, так как библиотека может помочь молодому человеку личностно осознать смысл социальных преобразований, овладеть навыками политического мышления, содействовать процессу становления патриота и гражданина России.
4. Мероприятия по воспитанию патриотизма необходимо проводить в целенаправленной комплексности с использованием мини-исследований, что поможет изучению ценностных ориентаций современных подростков.
5. Библиотека как социальный институт, располагая богатыми фондами, позволяет воссоздать через книгу исторический путь нашей Родины. Следует обратиться к тем книгам, которые выступают достоверными носителями информации, дают возможность юному читателю сделать обоснованные выводы.
6. Сотрудничество библиотек с педагогическими коллективами, военными и ветеранскими организациями, музеями и архивами, общественными организациями и движениями патриотической направленности также будет способствовать усилению влияния на формирование сознания молодых людей, активирует их роль в общественно-политических процессах.
7. Сотрудникам библиотек необходимо дифференцированно подходить к юным читателям, серьезно пополнять их знания, помогать в определении исторической правды.
8. Воспитание патриотизма невозможно без воспитания принципов толерантности, иначе патриотизм может переродиться в агрессивный национализм и терроризм.
9. Патриотическое воспитание – одно из направлений социализации личности, оно включает комплекс мер духовного, социально-патриотического характера, которые способствуют формированию у молодых людей готовности к выполнению функций защитника Отечества. 11 Направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа и библиотека. Основная задача заключается в их взаимодействии с целью формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи.
10. В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна, в первую очередь, принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать его культуру, традиции и историю.

ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека» благодарит сотрудников ЦБС г.Казани, г.Набережные Челны, Азнакаевского, Аксубаевского, Альметьевского, Апастовского, Атнинского, Бавлинского, Балтасинского, Бугульминского, Верхнеуслонского, Дрожжановского, Елабужского, Кайбицкого, Лаишевского, Лениногорского, Нижнекамского, Новошешминского, Мамадышского, Рыбно-Слободского, Сармановского, Спасского, Тетюшского, Тюлячинского, Черемшанского муниципальных районов Татарстана, а также учащихся специальной (коррекционной) средней общеобразовательной школы –интерната №4 Советского района г.Казани (преподаватель Г.К.Кобякова), читателей библиотеки, пользователей социальной сети ВКонтакте за помощь в организации и проведении Республиканского социологического исследования «С чего начинается Родина?».


16.06.2017



назад в Новости




Главная

О нас

Новости

Наши услуги

Конкурсы

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Независимая оценка качества услуг

Cоветуем почитать

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Альтернативный сайт

Мы в социальных сетях:

Поделиться в сетях







Афоризмы






Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка РБА
Праздники сегодня
Рейтинг@Mail.ru





© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна.